Бланк ответов опросника р.кеттелла 105

Это интересно

Содержание


/ Кеттелл_текст_и_бланк

16-факторный личностный опросник (16-PF),

форма С (№ 105) Р. Кеттелла

Опросник 16PFсостоит из 105 вопросов, на которые ис­пытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В спе­циальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбран­ные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16 лич­ностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анали­зируются и интерпретируются.

Инструкция по проведению тестирования

В тест-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы Вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а,b, с), которая в наибольшей степени соответствует Вашим взгля­дам, Вашему представлению о себе.

Выбор Вашего ответа (a,b или с) на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответству­ющую альтернативу, например «a», в кружок. Форма бланка при­ведена в конце тест-опросника.

Средний темп проработки теста — 6 — 7 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была рань­ше:

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:
а) да

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зи­мой жарко, я должен был бы назвать преступника:

4. Когда я ложусь спать, я:

засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других авто­мобилей, я предпочел бы:

пропустить вперед большинство машин

обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

Обработка результатов тестирования

1. Проверка результатов тестирования на искренность.

Обработка результатов тестирования начинается с проверки ответов испытуемого на искренность (по показателю MD). При значении показателяMD9 считается, что испытуемый отве­чал на вопросы неискренне либо не желал сотрудничать с экс­периментатором и ответы давал наугад, не обдумывая их. В этом случае результаты тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка их и интерпретация не производится.

При значении показателя MD5—8 достоверность резуль­тата тестирования подвергается сомнению. О возможности дальнейшей обработки данных исследования принимает ре­шение экспериментатор, исходя из целей и задач психодиаг­ностического обследования (исследования).

Значение показателя MD1—4 балла характеризует правди­вость обследуемого. Осуществляются последующие этапы тес­товой методики: перевод в стены (условные баллы 10-балль­ной шкалы), построение личностного профиля испытуемого, анализ и интерпретация данных психодиагностического об­следования (исследования).

2. Перевод «сырых» баллов в стены и построение личност­ного профиля.

Полученные в результате тестирования сырые баллы по каждому из факторов переводятся в стены (условные баллы 10-балльной шкалы). В таблице 2 представлен такой перевод сырых баллов в стены.

Стены, в свою очередь, делятся на уровни: 1—4 стена — низкий уровень; 5—6 стенов — средний уровень; 7—10 стенов — высокий уровень.

ПЕРЕВОД СЫРЫХ БАЛЛОВ В СТЕНЫ

«Сырые» баллы по факторам

Тест Кеттелла 16 PF
(Форма А)

Опросник предназначен для измерения 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе (форма А).
Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Длительность выполнения задания — 50-60 минут.
Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»).
Тест может быть использован для многостороннего и углубленного изучения личности человека, его хаpактеpа, темперамента, интеллекта, эмоциональных, волевых, моральных, коммуникативных и других особенностей, что предполагает его применение в областях профориентации и расстановки кадров, медицинской психодиагностики, семейного консультирования, педагогики, научных исследований и т.д.

Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых – выяснить особенности Вашего характера, склонностей и интересов. Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а» – перечеркните крестиком левый символ, если ответ «в», то средний символ, ответу «с» соответствует правый символ. Отвечая, помните: не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову; старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов; не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд.

Текст опросника

  1. Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал:
    а) да;
    b) не уверен;
    с) нет.
  2. И готов отвечать на каждый вопрос так искренне, как только возможно:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  3. Я бы предпочел временами жить в доме, который находится:
    а) в обжитом городе;
    в) нечто среднее;
    с) одиноко в глухих лесах.
  4. Я чувствую в себе достаточно сил, чтобы справиться со своими трудностями:
    а) всегда;
    в) обычно;
    с) редко.
  5. Я чувствую некоторое беспокойство при виде диких животных, даже если они находятся в прочных клетках:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  6. Я воздерживаюсь от критики людей и их высказываний:
    а) да;
    в) иногда;
    с) нет.
  7. Я делаю саркастические (язвительные) замечания по поводу людей, если они этого, по-моему, заслуживают:
    а) обычно;
    в) иногда;
    с) никогда.
  8. Мне больше нравится классическая, чем эстрадная музыка:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  9. Если бы я увидел дерущимися соседских детей, то я:
    а) дал бы им возможность договориться самим;
    в) не уверен;
    с) рассудил бы их.
  10. При общении с людьми я:
    а) с готовностью вступаю в разговор;
    в) нечто среднее;
    с) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.
  11. По-моему, интереснее быть:
    а) инженером-строителем;
    в) не уверен;
    с) драматургом.
  12. Я остановился бы на улице скорее, чтобы посмотреть на работу художника, чем слушать, как ссорятся люди:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  13. Обычно я могу ладить с самодовольными людьми, несмотря на то, что они хвастаются или слишком много о себе воображают:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  14. По лицу человека всегда можно заметить, что он нечестный:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  15. Было бы хорошо, если бы отпуск (каникулы) был более продолжителен, и каждый был бы обязан его использовать:
    а) согласен;
    в) не уверен;
    с) не согласен.
  16. Я предпочел бы работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом:
    а) согласен;
    в) не уверен;
    с) не согласен.
  17. Я говорю о своих чувствах:
    а) только если это необходимо;
    в) нечто среднее;
    с) охотно, когда представится возможность.
  18. Время от времени у меня возникает чувство неопределенной опасности или внезапного страха по непонятным причинам:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  19. Когда меня неправильно критикуют за что-то, в чем я не виноват, я:
    а) не испытываю чувства вины;
    в) нечто среднее;
    с) все же чувствую себя немного виноватым.
  20. За деньги можно купить почти все:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  21. Моим решением руководит больше:
    а) сердце;
    в) сердце и разум в равной степени;
    с) разум.
  22. Большинство людей были бы больше счастливы, если бы они были ближе друг к другу и поступали так же, как все:
    а) да;
    в) не уверен;
    с)нет.
  23. Иногда, когда я смотрю в зеркало, мне трудно разобраться, где у меня правая, а где левая сторона:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  24. При разговоре я предпочитаю:
    а) высказывать свои мысли так, как они приходят мне в голову;
    в) нечто среднее;
    с) сначала сформулировать получше свои мысли.
  25. После того как меня что-то сильно рассердит, я довольно быстро успокаиваюсь:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  26. При одинаковом рабочем времени и заработке было бы интереснее работать:
    а) плотником или поваром;
    в) не уверен;
    с) официантом в хорошем ресторане.
  27. На общественные должности меня выбирали:
    а) очень редко;
    в) иногда;
    с) много раз.
  28. «Лопата» относится к «копать», как «нож» относится к:
    а) «острый»;
    в) «резать»;
    с) «указывать».
  29. Иногда я не могу заснуть потому что какая-нибудь мысль не выходит из головы:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  30. В своей жизни я почти всегда достигаю поставленных целей:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  31. Устаревший закон следует изменить:
    а) только после основательного обсуждения;
    в) не уверен;
    с) как можно скорее.
  32. Я чувствую себя «не в своей тарелке», когда мне приходится работать над чем-нибудь, что требует быстрых действий, результаты которых могут повлиять на других людей:
    а) верно;
    в) нечто среднее;
    с) неверно.
  33. Большинство знакомых считают меня интересным рассказчиком:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  34. Когда я вижу неряшливых, неопрятных людей, я:
    а) принимаю их такими, как они есть;
    в) нечто среднее;
    с) испытываю отвращение и возмущение.
  35. Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  36. Я всегда рад оказаться среди людей, например, в гостях, на танцах, коллективной встрече:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  37. В школе я предпочитал (или предпочитаю):
    а) заниматься музыкой, пением;
    в) нечто среднее;
    с) выпиливать и мастерить что-либо.
  38. Если меня назначают руководителем чего-либо, я настаиваю на том, чтобы мои указания выполнялись, иначе я отказываюсь от этой работы:
    а) да;
    в) иногда;
    с) нет.
  39. Важнее, чтобы родители:
    а) помогали детям развивать свои чувства;
    в) нечто среднее;
    с) обучали детей сдерживать свои чувства.

  40. Участвуя в групповой деятельности, я бы предпочел:
    а) постараться улучшить организацию работы;
    в) нечто среднее;
    с) следить за результатами и соблюдением правил.
  41. Время от времени у меня появляется потребность в интересной физической деятельности:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  42. Я предпочел бы скорее общаться с вежливыми людьми, чем с грубоватыми и любящими возражать:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  43. Я чувствую себя очень униженным, когда меня критикуют в присутствии группы людей:
    а) верно;
    в) нечто среднее;
    с) неверно.
  44. Если меня вызывает начальство, то я:
    а) пользуюсь случаем, чтобы попросить о чем-то нужном мне;
    в) нечто среднее;
    с) боюсь, что это связано с какой-нибудь оплошностью в моей работе.
  45. В наше время требуется:
    а) больше спокойных, солидных людей;
    в) не уверен;
    с) больше «идеалистов», планирующих лучшее будущее.
  46. При чтении я сразу замечаю, когда автор произведения хочет меня в чем-то убедить:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  47. В юности я принимал участие в нескольких спортивных мероприятиях:
    а) иногда;
    в) довольно часто;
    с) многократно.
  48. Я поддерживаю порядок в моей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  49. Иногда у меня возникает чувство напряжения и беспокойства, когда я вспоминаю, что произошло в течение дня:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  50. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я разговариваю, интересуются тем, что я говорю:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  51. Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть:
    а) лесником;
    в) не уверен;
    с) учителем средней школы.
  52. На праздники и дни рождения я:
    а) люблю делать подарки;
    в) неопределенно;
    с) считаю, что делать подарки – довольно неприятная вещь.
  53. «Усталый» относится к «работе», как «гордый» к:
    а) «улыбка»;
    в) «успех»;
    с) «счастливый».
  54. Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других:
    а) свеча;
    в) луна;
    с) электрический свет.
  55. Друзья меня подводили:
    а) очень редко;
    в) иногда;
    с) довольно часто.
  56. У меня есть качества, по которым я определенно выше большинства людей:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  57. Когда я расстроен, я стараюсь скрыть свои чувства от других:
    а) верно;
    в) нечто среднее;
    с) неверно.
  58. Я склонен посещать зрелищные мероприятия и развлечения:
    а) чаще, чем раз в неделю (т.е. чаще, чем большинство);
    в) примерно раз в неделю (т.е. как большинство);
    с) реже, чем раз в неделю (т.е. реже, чем большинство).
  59. Я считаю, что возможность вести себя непринужденно важнее, чем хорошие манеры и уважение к существующим правилам поведения:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  60. Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  61. Мне трудно говорить или декламировать перед большой группой людей:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  62. У меня хорошее чувство ориентировки в незнакомом месте (мне легко сказать, где север – восток – юг – запад):
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  63. Если кто-нибудь рассердится на меня, то я:
    а) постараюсь его успокоить;
    в) нечто среднее;
    с) раздражаюсь.
  64. Встречаясь с несправедливостью, я скорее склонен забыть об этом, чем реагировать:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  65. Из моей памяти часто выпадают несущественные тривиальные вещи, например, названия улиц, магазинов:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  66. Мне бы понравилась жизнь ветеринара, лечение и операции на животных:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  67. Я ем со вкусом, не всегда так аккуратно и тщательно как другие люди:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  68. Бывают времена, когда у меня нет настроения видеть кого бы то ни было:
    а) очень редко;
    в) нечто среднее;
    с) довольно часто.
  69. Иногда меня предупреждают о том, что в моем голосе и манерах слишком проявляется возбуждение:
    а) да;
    в) нечто среднее,
    с) нет.
  70. В юности, если я расходился во мнении с родителями, то я:
    а) оставался при своем мнении;
    в) нечто среднее;
    с) соглашался с их авторитетом.
  71. Я предпочел бы заниматься самостоятельной работой, а не совместной с другими:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  72. Мне бы больше понравилась спокойная жизнь, чем слава и шумный успех:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  73. В большинстве случаев я чувствую себя зрелым человеком:
    а)верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  74. Замечания в мой адрес, которые позволяют себе некоторые люди, меня больше расстраивают, чем помогают:
    а) часто;
    в) иногда;
    с) никогда.
  75. Я всегда способен управлять проявлением своих чувств:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  76. Начиная работу над полезным изобретением, я бы предпочел:
    а) разрабатывать его в лаборатории;
    в) нечто среднее;
    с) заниматься его практической реализацией.
  77. «Удивление» относится к «странный», как «страх» относится к:
    а) «смелый»;
    в) «тревожный»;
    с) «ужасный».
  78. Которая из последующих дробей отличается от двух других:
    а) 3/7;
    в) 3/9;
    с) 3/11.
  79. Кажется, некоторые люди игнорируют и избегают меня, хотя я не знаю, почему:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  80. Отношения ко мне людей не соответствуют моим добрым намерениям:
    а) часто;
    в) иногда;
    с) никогда.
  81. Употребление нецензурных выражений вызывает у меня возмущение, даже если не присутствуют лица другого пола:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  82. У меня определенно меньше друзей, чем у большинства людей:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  83. Я бы очень не хотел находиться в таком месте, где нет таких людей, с которыми можно поговорить:
    а) верно;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  84. Люди иногда считают меня небрежным, хотя и думают, что я приятный человек:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  85. Волнение перед выступлением в присутствии многих людей я испытывал:
    а) довольно часто;
    в) иногда;
    с) почти никогда.
  86. Когда я нахожусь в большой группе людей, то я предпочитаю молчать и предоставляю слово другим:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  87. Я предпочитаю читать:
    а) реалистические описания военных и политических сражений;
    в) нечто среднее;
    с) роман, где много чувств и воображения.
  88. Когда люди пытаются мною командовать, то я поступаю как раз наоборот:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  89. Начальник или члены моей семьи критикуют меня только тогда, когда к этому действительно есть повод:
    а) верно;
    в) нечто среднее;
    с) неверно.
  90. На улицах или в магазинах мне не нравится, когда некоторые люди пристально разглядывают других:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  91. Во время длительной поездки я бы предпочел:
    а) читать что-нибудь серьезное, но интересное;
    в) неопределенно;
    с) провести время, беседуя с кем-нибудь из пассажиров.
  92. В ситуациях, которые могут стать опасными, я громко разговариваю, хотя это выглядит невежливо и нарушает спокойствие:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  93. Если знакомые плохо обращаются со мной и показывают свою неприязнь, то:
    а) меня это совершенно не трогает;
    в) нечто среднее;
    с) я расстраиваюсь.
  94. Я смущаюсь, когда меня хвалят или говорят мне комплименты:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  95. Я бы предпочел иметь работу:
    а) с постоянным окладом;
    в) нечто среднее;
    с) с большим окладом, который бы зависел от моей способности показать людям, чего я стою.
  96. Чтобы быть информированным, я предпочитаю получать сведения:
    а) в общении с людьми;
    в) нечто среднее;
    с) из литературы.
  97. Мне нравится принимать активное участие в общественной работе:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  98. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание будет уделено всем мелочам:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  99. Даже самые незначительные неудачи иногда меня слишком раздражают:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  100. Сон у меня всегда крепкий, я никогда не хожу и не разговариваю во сне:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  101. Для меня интереснее работа, при которой:
    а) нужно разговаривать с людьми;
    в) нечто среднее;
    с) нужно заниматься счетами и записями.
  102. «Размер» так относится к «длине», как «нечестный» к:
    а) «тюрьма»;
    в) «нарушение»;
    с) «кража».
  103. «АБ» так относится к «ГВ», как «СР» относится к:
    а) «ПО»;
    в) «ОП»;
    с) «ТУ».
  104. Когда люди ведут себя неразумно, то я:
    а) молчу;
    в) не уверен;
    с) высказываю свое презрение.
  105. Если кто-нибудь громко разговаривает, когда я слушаю музыку:
    а) могу сосредоточиться на музыке, не отвлекаться;
    в) нечто среднее;
    с) чувствую, что это портит мне удовольствие и раздражает.
  106. Меня лучше характеризовать как:
    а) вежливого и спокойного;
    в) нечто среднее;
    с) энергичного.
  107. В общественных мероприятиях я принимаю участие только тогда, когда это нужно, а в иных случаях избегаю их:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  108. Быть осторожным и не ждать хорошего лучше, чем быть оптимистом и всегда ждать успеха:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  109. Думая о трудностях в своей работе, я:
    а) стараюсь планировать заранее, прежде чем встретить трудность;
    в) нечто среднее;
    с) считаю, что справлюсь с трудностями по мере того, как они возникнут.
  110. Мне легко вступить в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  111. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить, чтобы побудить людей что-либо сделать, обычно об этом просят меня:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  112. Интересно быть:
    а) консультантом, помогающим людям выбирать профессию;
    в) нечто среднее;
    с) руководителем технического предприятия.
  113. Если я уверен, что человек несправедлив или ведет себя эгоистично, я указываю на это, даже если это связано с неприятностями:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  114. Иногда я говорю глупости ради шутки, чтобы удивить людей и посмотреть, что они на это скажут:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  115. Мне бы понравилось быть газетным критиком в разделе драмы, театра, концертов:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  116. У меня никогда не бывает потребности что-нибудь рисовать или вертеть в руках, ерзать на месте, когда приходится долго сидеть на собрании:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  117. Если кто-нибудь говорит мне что-то неправильное, то я скорее подумаю:
    а) он – лжец;
    в) не уверен;
    с) по-видимому, он плохо информирован.
  118. Я чувствую, что мне угрожает какое-то наказание, даже когда я ничего плохого не сделал:
    а) часто;
    в) иногда;
    с) никогда.
  119. Мнение о том, что болезнь также часто бывает от психических, как и от физических факторов, сильно преувеличено:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  120. Торжественность и величие традиционных церемоний следует сохранить:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  121. Мысль о том, что люди подумают, будто я веду себя необычно или странно, меня беспокоит:
    а) очень;
    в) немного;
    с) совсем не беспокоит.
  122. Выполняя какое-либо дело, я бы предпочел работать:
    а) в составе коллектива;
    в) не уверен;
    с) самостоятельно.
  123. У меня бывают периоды, когда мне трудно избавиться от чувства жалости к себе:
    а) часто;
    в) иногда;
    с) никогда.
  124. Часто я слишком быстро начинаю сердиться на людей:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  125. Я всегда могу без труда изменить свои старые привычки и не возвращаться к прежнему:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  126. Если бы зарплата была одинаковой, то я предпочел бы быть:
    а) адвокатом;
    в) не уверен;
    с) пилотом или капитаном судна.
  127. «Лучшее» так относится к «наихудшее», как «медленное» к:
    а) «быстрое»;
    в) «лучшее»;
    с) «быстрейшее».
  128. Каким из приведенных ниже сочетаний следует продолжить буквенный ряд РООООРРОООРРР.
    а) ОРРР;
    в) ООРР;
    с) РООО.
  129. Когда приходит время осуществить то, что я планировал и на что надеялся, я обнаруживаю, что уже пропало желание делать это:
    а) верно;
    в) нечто среднее;
    с) неверно.
  130. Большей частью я могу продолжать работать тщательно, не обращая внимания на шум, создаваемый другими:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  131. Иногда я говорю посторонним вещи, кажущиеся мне важными, независимо от того, спрашивают ли они об этом:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  132. Много свободного времени я провожу в разговорах с друзьями о прошлых развлечениях, от которых я получал удовольствие:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  133. Мне нравится устраивать какие-нибудь смелые рискованные выходки «смеха ради»:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  134. Вид неубранной комнаты очень раздражает меня:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  135. Я считаю себя общительным открытым человеком:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  136. В общении я:
    а) свободно проявляю свои чувства;
    в) нечто среднее;
    с) держу свои переживания «при себе».
  137. Я люблю музыку:
    а) легкую, живую;
    в) нечто среднее;
    с) чувствительную.
  138. Красота поэмы восхищает меня больше, чем красота хорошо сделанного оружия:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  139. Если мое удачное замечание остается незамеченным окружающими, то я:
    а) смирюсь с этим;
    в) нечто среднее;
    с) даю людям возможность услышать его еще раз.
  140. Мне бы понравилось работать фотокорреспондентом:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  141. Нужно быть осторожным в общении с незнакомыми, так как можно, например, заразиться:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  142. При поездке за границу я бы предпочел быть под руководством экскурсовода, чем самому планировать маршрут:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  143. Меня справедливо считают упорным и трудолюбивым, но не слишком преуспевающим человеком:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  144. Если люди пользуются моим хорошим отношением в своих интересах, то я не возмущаюсь этим и вскоре об этом забываю:
    а) верно;
    в) нечто среднее;
    с) неверно.
  145. Если при обсуждении какого-либо вопроса среди участников возникает ожесточенный спор, то я предпочитаю:
    а) увидеть, кто же «победил»;
    в) нечто среднее;
    с) чтобы спор разрешился мирно.
  146. Я предпочитаю планировать что-либо самостоятельно, без вмешательства и предложений со стороны других:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  147. Иногда чувство зависти влияет на мои действия:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  148. Я твердо верю, что начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет право быть начальником:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  149. Когда я думаю обо всем, что еще предстоит сделать, у меня появляется чувство напряженности:
    а) да;
    в) иногда;
    с) нет.
  150. Когда зрители мне что-либо кричат во время игры, меня это не трогает:
    а) верно;
    в) нечто среднее;
    с) неверно.
  151. Интереснее быть:
    а) художником;
    в) не уверен;
    с) организатором культурных развлечений.
  152. Которое из следующих слов не относится к двум другим:
    а) любые;
    в) некоторые;
    с) большинство.
  153. «Пламя» так относится к «жар», как «роза» относится к:
    а) «шип»;
    в) «красивые лепестки»;
    с) «аромат».
  154. У меня бывают яркие сновидения, мешающие мне спать:
    а) часто;
    в) иногда;
    с) практически никогда.
  155. Если на пути к успеху стоят серьезные препятствия, я все-таки предпочитаю рискнуть:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  156. Когда я нахожусь в группе людей, приступающих к какой-то работе, то само собой получается, что я оказываюсь во главе их:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  157. Мне больше нравится в одежде спокойная корректность, чем бросающаяся в глаза индивидуальность:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  158. Мне больше нравится провести вечер за спокойным любимым занятием, чем в оживленной компании:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  159. Я не обращаю внимания на доброжелательные советы других, даже когда эти советы могли бы быть полезными:
    а) иногда;
    в) почти никогда;
    с) никогда.
  160. В своих поступках я всегда стараюсь придерживаться общепринятых правил поведения:
    а)да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  161. Мне не очень нравится, когда смотрят, как я работаю:
    а)да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  162. Иногда приходится применять силу, потому что не всегда возможно добиться результата с помощью утверждения:
    а) верно;
    в) нечто среднее;
    с) неверно.
  163. В школе я предпочитал (предпочитаю):
    а) русский язык и литературу;
    в) не уверен;
    с) математику или арифметику.
  164. Меня иногда огорчало, что обо мне за глаза отзывались неодобрительно без всяких к этому причин:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  165. Разговор с простыми людьми, которые всегда придерживаются общепринятых правил и традиций:
    а) часто вполне интересен и содержателен;
    в) нечто среднее;
    с) раздражает меня, потому что ограничивается мелочами.
  166. Некоторые вещи настолько раздражают меня, что предпочитаю вообще не говорить на эти темы:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  167. В воспитании важнее:
    а) относиться к ребенку с достаточной любовью;
    в) нечто среднее;
    с) выработать нужные привычки и отношение к жизни.
  168. Люди считают меня положительным, спокойным человеком, которого не трогают превратности судьбы:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  169. Я считаю, что общество должно руководствоваться разумом и отбросить старые привычки или ненужные традиции:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  170. Думаю, что в современном мире важнее разрешить:
    а) вопросы нравственности;
    в) не уверен;
    с) разногласия между странами мира.
  171. Я лучше усваиваю материал:
    а) читая хорошо написанную книгу;
    в) нечто среднее;
    с) участвуя в обсуждении вопроса.
  172. Я предпочитаю идти своим путем вместо того, чтобы действовать в соответствии с принятыми правилами:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  173. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что я прав:
    а) всегда;
    в) обычно;
    с) только если это целесообразно.
  174. Мелочи иногда невыносимо «действуют мне на нервы», хотя я и понимаю, что они не существенны:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  175. Под влиянием момента я редко говорю вещи, о которых потом очень сожалею:
    а) верно;
    в) не уверен;
    с) неверно.
  176. Если бы меня попросили участвовать в шефской деятельности, то я бы:
    а) согласился;
    в) не уверен;
    с) вежливо сказал, что занят.
  177. Которое из следующих слов не относится к двум другим:
    а) широкий;
    в) зигзагообразный;
    с) прямой.
  178. «Скоро» так относится к «никогда», как «близко» к:
    а) «нигде»;
    в) «далеко»;
    с) «где-то».
  179. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то я вскоре забываю об этом:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  180. Меня считают человеком, которому обычно в голову приходят хорошие идеи, когда нужно разрешить какую-либо проблему:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  181. Я способен лучше проявить себя:
    а) в трудных ситуациях, когда нужно сохранить самообладание;
    в) не уверен;
    с) когда требуется умение ладить с людьми.
  182. Меня считают человеком, полным энтузиазма:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  183. Мне нравится работа, которая требует перемен, разнообразия, командировок, даже если она связана с некоторой опасностью:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  184. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно:
    а) верно;
    в) нечто среднее;
    с) неверно.
  185. Мне нравится работа, требующая добросовестного отношения, точных навыков и умений:
    а) да;
    в) нечто среднее;
    с) нет.
  186. Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда заняты:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.
  187. Я уверен в том, что не пропустил ни одного вопроса и на все ответил как следует:
    а) да;
    в) не уверен;
    с) нет.

Бланк для ответов

I. Фактор «А» (ориентирован на определение степени общительности человека в группе)

скрытый, обособленный, критичный, непреклонный, необщительный, замкнутый, безучастный, отстаивает свои идеи, отчужденный, точный, объективный, недоверчивый, скептичный, холодный (жесткий), сердитый, мрачный

сердечный, добрый, общительный, открытый, естественный, непринужденный, добродушный, беспечный, готов к содружеству, предпочитает присоединяться, внимателен к людям, мягкосердечный, небрежный, доверчивый, идет на поводу, легко приспосабливается, веселый

несобранный, тупой, конкретность и ригидность мышления, эмоциональная дезорганизация мышления, низкие умственные способности, не может решать абстрактные задачи

собранный, сообразительный, наблюдается абстрактность мышления, высокие общие умственные способности, проницательный, быстро схватывающий, интеллектуально приспосабливается, существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией

слабость, эмоциональная неустойчивость, находится под влиянием чувств, переменчив, легко расстраивается, при расстройствах теряет равновесие духа, переменчив в отношениях и неустойчив в интересах, беспокойный, уклоняется от общественности, имеет тенденцию уступать, отказывается от работы, не вступает в споры в проблематичных ситуациях, невротические симптомы, ипохондрия, утомляемость

сила, эмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойный, флегматичный, трезво смотрит на вещи, работоспособный, реалистически настроенный, эмоционально зрелый, имеет постоянные интересы, спокойный, реально оценивает обстановку, управляет ситуацией, избегает трудностей, может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность

мягкий, кроткий послушный, услужливый, любезный, зависимый, застенчивый, уступчивый, берет вину на себя, безропотный, пассивный, покорный, подчиняющийся, тактичный, дипломатичный, экспрессивный, скромный, легко выводится из равновесия авторитетным руководством и властями

доминирование, властность, неуступчивый, самоуверенный, напористый, агрессивный, упрямый, конфликтный, своенравный, неустойчивый, независимый, грубый, враждебный, мрачный, бунтарь, непослушный, непреклонный, требует восхищения

озабоченный, спокойный, молчаливый, серьезный, неразговорчивый, благоразумный, рассудительный, с самоанализом, заботливый, задумчивый, необщительный, медлительный, осторожный, склонен усложнять, пессимистичен в восприятии действительности, беспокоится о будущем, ожидает неудач, окружающим кажется скучным, вялым, чопорным

беззаботный, восторженный, невнимательный, небрежный, беспечный, жизнерадостный, веселый, импульсивный, подвижный, энергичный, разговорчивый, откровенный, экспрессивный, живой, проворный, отмечается значимость социальных контактов, искренен в отношениях, эмоционален, динамичен в общении, часто становится лидером, энтузиаст, верит в удачу

подверженность чувствам, несогласие с общепринятыми моральными нормами и стандартами, непостоянный, гибкий, переменчивый, вызывает недоверие, потворствует своим желаниям, небрежный, ленивый, независимый, игнорирует обязанности, подвержен влиянию случая и обстоятельств, беспринципность, безответственность, неорганизованность, возможно антисоциальное поведение

высокая нормативность, сильный характер, добросовестный, настойчивый, моралист, степенный, уравновешенный, ответственный, упорный, стойкий, решительный, достойный доверия, эмоционально дисциплинирован, собранный, совестливый, имеет чувство долга, соблюдает моральные стандарты и правила, настойчивость в достижении цели, точность, деловая направленность

робость, нерешительность, не уверен в своих силах, застенчивость, смущается в присутствии других, сдержанный, боязливый, эмоциональный, озлобленный, раздраженный, ограниченный, строго придерживается правил, быстро реагирует на опасность, повышенная чувствительность к угрозе, деликатный, внимательный к другим, предпочитает находиться в тени, большому обществу предпочитает одного – двух друзей

смелость, предприимчивость, социальная смелость, толстокожесть, авантюристичный, склонный к риску, общительный, активный, явный интерес к другому полу, чувствительный, отзывчивый, добродушный, импульсивный, расторможенный, держится свободно, эмоциональный, артистические интересы, беззаботный, не понимает опасности

низкая чувствительность, суровость, толстокожесть, не верит в иллюзии, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жестокость, несентиментальный, ожидает малого от жизни, мужественный, самоуверенный, берет на себя ответственность, суровый (до цинизма), черствый в отношениях, незначительные артистические наклонности, без утраты чувства вкуса, не фантазер, действует практично и логично, постоянный, не обращает внимания на физические недомогания

мягкосердечие, нежность, зависимость, чувствительность, сверхосторожность, стремление к покровительству, неугомонный, суетливый, беспокойный, ожидает внимания от окружающих, навязчивый, ненадежный, ищет помощи и симпатии, способный к эмпатии и пониманию, добрый, терпимый к себе и окружающим, утонченный, жеманный, напыщенный, притворный, склонный к романтизму, артистичный, ветреный, действует по интуиции, женственный, фантазирует в беседе и наедине с собой, изменчивый, ипохондрик, беспокоится о состоянии своего здоровья, художественность восприятия мира

доверчивый, откровенный, чувство собственной незначимости, соглашается с условиями, внутренняя расслабленность, жалуется на перемены, неподозрительный, свободный от зависимости, легко забывает трудности, понимает, прощает, терпимый, уживчивый, благожелательный по отношению к другим, небрежно относится к замечаниям, покладистый, легко ладит с людьми, хорошо работает в коллективе

подозрительность, ревнивость, «защита» и внутреннее напряжение, завистливый, большое самомнение, догматичность, подозрительность, задерживает свое внимание на неудачах, тиран, требует от окружающих нести ответственность за ошибки, раздражительный, его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен

практичен, тверд, мало воображения, приземленность стремлений, быстро решает практические вопросы, занят своими интересами, прозаичен, избегает всего необычного, следует общепринятым нормам, надежен в практическом суждении, честный, добросовестный, беспокойный, свойственна некоторая ограниченность, излишне внимателен к мелочам, руководствуется объективной реальностью

мечтательность, идеалистичность, богатое воображение, богемность, рассеянность, поглощен своими идеями, интересуется искусством и основными верованиями, увлечен внутренними иллюзиями, высокий творческий потенциал, капризный, легко отступает от здравого смысла, неуравновешенный, легко приводится в восторг

наивность, простоватость, прямой, откровенный, естественный, непосредственный, бестактный в обращении, имеет неконкретный ум, общительный, несдержан эмоционально, простые вкусы, отсутствие проницательности, неопытен в анализе мотивировок, довольствуется имеющимся, слепо верит в человеческую сущность

проницательность, хитрость, опытный, искушенный, расчетливый, разумный, изысканный, умеет вести себя в обществе, имеет точный ум, эмоционально выдержан, искусственный, эстетически изощрен, проницателен по отношению к окружающим, честолюбивый, бывает ненадежен, осторожен, «срезает углы»

беспечность, самоуверенность, самонадеянность, спокойствие, безмятежность, благодушие, хладнокровие, веселый, жизнерадостный, нераскаивающийся, безмятежный, спокойный, нечувствителен к одобрению или порицанию окружающих, беспечен, энергичен, небоязливый, бездумный

чувство вины, полон тревоги и предчувствий, самобичевание, неуверенность в себе, ранимый, обеспокоенность, депрессивный, подавленный, легко плачет, легко раним, одинокий, находится во власти настроений, впечатлительный, сильное чувство долга, чувствителен к реакциям окружающих, скрупулезный, суетливый, ипохондрик, симптомы страха, погружен в мрачные раздумья

почтенный, имеет установившиеся взгляды и идеи, принимает только испытанное временем, подозрителен к новым людям, с сомнением относится к новым идеям, терпим к традиционным трудностям, склонен к морализации и нравоучениям

экспериментатор, аналитик, либерал, свободомыслящий, терпимость к неудобствам, критически настроен, хорошая информированность, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает, характеризуется наличием интеллектуальных интересов

«–» «Зависимость от группы»

социабельность, несамостоятельность, последовательность, нуждается в групповой поддержке, принимает решения вместе с другими, следует за общественным мнением, ориентируется на социальное одобрение, безынициативен

независимость от группы, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения, может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим

плохо контролируем, небрежный, неточный, следует своим побуждениям, не считается с общественными правилами, невнимателен и неделикатен, недисциплинирован, внутренняя конфликтность представлений о себе

самолюбие, самоконтроль, точный, волевой, может подчинить себе, действует по осознанному плану, эффективный лидер, принимает социальные нормы, контролирует свои эмоции и поведение, доводит дело до конца, целенаправлен

расслабленный, спокойный, вялый, апатичный, сдержанный, нефрустрирующий, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность, невозмутимость

собранный, энергичный, возбужденный, раздражительный, повышенная мотивация, несмотря на утомляемость активен, слабое чувство порядка, раздражительный

жизнь в целом удовлетворяет, способен достичь желаемого, слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей

не обязательно невротик (т.к. тревога может быть ситуационной), плохая приспособляемость (возможно), неудовлетворенность достигнутым, очень высокая тревожность обычно нарушает деятельность

робость, застенчивость, «достаточно себя», подавляем в межличностных конфликтах, застенчивость (не обязательно), сдержанность, скрытность

хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты

хрупкая эмоциональность, чувствительность к тонкостям, художественная мягкость, спокойствие, вежливость, трудности в принятии решений из-за избытка раздумий

стабильность, жизнерадостность, решительность, предприимчивость, склонность не замечать тонкостей жизни, ориентирован на очевидное и явное, трудности из-за слишком поспешных действий без достаточного взвешивания

подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность, нуждается в поддержке и ищет ее у людей, склонность ориентироваться на групповые нормы

агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота

Интерпретация парных сочетаний первичных факторов.
При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.

    Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

  • А – общительность
  • Н – смелость
  • Е – доминантность
  • L – подозрительность
  • N – дипломатичность
  • Q2 – самостоятельность.

Сочетание факторов А и Н отражает потребность личности в общении, умении общаться.
Высокие значения факторов А (8-10 стенов) и Н (8-10 стенов) означают, что человек стремится к общению, легко и быстро, часто по собственной инициативе вступает в контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми. Опыт межличностного общения большой, но нередко взаимоотношения поверхностные и непродолжительные. Не испытывает напряжения в большой аудитории. Сохраняет уверенность в себе, способен отстоять свою позицию при общении с авторитетными людьми. Общение служит основным способом решения всех своих проблем.
Средние значения факторов А (4-7 стенов) и Н (4-7 стенов) характеризуют человека, который взаимоотношений с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Инициатором общения становится в том случае, если затрагиваются его интересы или проблема решается только с помощью общения. Избирателен в общении; имеет небольшой круг друзей и знакомых, которые близки по интересам и ценностным ориентациям и с которыми чувствует себя комфортно. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует преодоления напряжения.
Низкие значения факторов А (1-3 стена) и Н (1-3 стена) присущи человеку, который отличается слабо выраженной потребностью в общении с людьми. Чрезвычайно избирателен в установлении и поддержании контактов. Круг общения ограничен друзьями и близкими. Избегает общения с большой аудиторией и авторитетами. Испытывает большие сложности, когда возникают сложности, связанные с просьбами.
Сочетание факторов L и N характеризует отношение личности к другим людям.
Высокие значения факторов L (8-10 стенов) и N (8-10 стенов) свойственны человеку, который отличается выраженной социальной проницательностью. Он ясно видит скрытый смысл житейских ситуаций, межличностных отношений. Понимает людей, мотивы их поведения и переживания. Тонко чувствует отношение других людей к себе, и это позволяет быстро менять стиль и дистанцию общения, если меняется коммуникативная ситуация. В конфликтных ситуациях стремится избегать «острых углов», ищет компромиссные решения. В то же время насторожен, внутренне напряжен и может испытывать тревогу во взаимоотношениях с людьми. Нередко с предубеждением оценивает людей.
Средние значения факторов L (4-7 стенов) и N (4-7 стенов) отражают способность человека достаточно тонко разбираться в людях, задумываться над мотивами их поведения. Однако на свои оценки и характеристики такой человек ориентируется редко. К людям относится доброжелательно, но без особой доверительности. Доверительные отношения устанавливает с теми, кто близок по интересам, с кем поддерживает давние отношения. Понимает чужие проблемы, но собственные проблемы предпочитает хранить в тайне и решать самостоятельно. Возможны конфликты и разногласия с окружающими, но они не продолжительны.
Низкие значения факторов L (1-3 стена) и N (1-3 стена) принадлежат человеку, который естественен в поведении. Доброжелательно, без предубеждений относится к относится к окружающим людям, снисходительно оценивает их поступки. Однако может обидеть из-за неточного понимания состояния собеседника, мотивов его поведения или из-за недостаточного проникновения в суть ситуации. Редко чувствует нюансы общения, сохраняет стиль и дистанцию общения, независимо от изменения коммуникативной ситуации.
Сочетание факторов E и Q2 отражает некоторые стороны лидерского потенциала личности.
Высокие значения факторов E (8-10 стенов) и Q2 (8-10 стенов) свойственны человеку, который активно стремится занять лидерское положение в группе. Имеет собственную точку зрения по многим вопросам. Стремится утвердить ее среди окружающих и изменить их поведение в соответствии с собственным видением и пониманием сложившейся ситуации. К мнению других относится критично, прибегает к нему редко. Предпочитает самостоятельные решения, которые не меняет даже под давлением группы.
Средние значения факторов E (4-7 стенов) и Q2 (4-7 стенов) говорят об умеренно выраженном лидерском потенциале личности. Существующая собственная точка зрения по многим вопросам не навязывается группе. Лидерские функции проявляются преимущественно в привычных ситуациях, развитие которых можно предвидеть, а появление трудностей можно предотвратить. Лидерская активность возможна также и тогда, когда ситуация глубоко затрагивает личные интересы. Мнение группы уважает также, как и свое. Учитывает его, может изменить собственное под давлением группы. Однако ответственные решения предпочитает принимать самостоятельно.
Низкие значения факторов E (1-3 стена) и Q2 (1-3 стена) свидетельствуют о низком лидерском потенциале. Человек не стремится занять лидирующее положение среди окружающих людей или в группе. Предпочитает подчиняться. Легко соглашается с мнением других, быстро меняет собственную точку зрения. Склонен избегать ситуаций, требующих собственной ответственности за принятие решения. Испытывает напряжение при необходимости самостоятельно преодолевать препятствия на пути к достижению цели.

    В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

  • В – интеллектуальность
  • М – мечтательность
  • N – дипломатичность
  • Q1 – восприимчивость к новому.

Сочетание факторов В и М характеризует интеллектуальные возможности личности.
Высокие значения факторов В (8-10 стенов) и М (8-10 стенов) означают высокие интеллектуальные возможности, увлечение абстрактными идеями. Легко решает отвлеченные задачи, быстро устанавливает причинно-следственные соотношения между явлениями. Обладает богатой фантазией, развитым образным мышлением. При этом мышление логично, отличается высоким уровнем обобщения.
Средние значения факторов В (4-7 стенов) и М (4-7 стенов) отражают возможность достижения успеха в решении несложных отвлеченных проблем. Наибольшая успешность достигается в решении практических задач. Человек способен к творческой, детальной разработке идей, выдвинутых другими.
Низкие значения факторов В (1-3 стена) и М (1-3 стена) характеризуют преобладание в структуре интеллекта конкретного, практически ориентированного мышления. Принимая решения, ориентируется преимущественно на здравый смысл и на факты. Решение абстрактных задач требует дополнительных усилий и больших временных затрат.
Сочетание факторов N и Q1 отражают гибкость и оперативность мышления личности.
Высокие значения факторов N (8-10 стенов) и Q1 (8-10 стенов) свидетельствуют о гибкости мышления и о быстроте принятия решений. Человек легко проникает в смысл проблемной ситуации, быстро просчитывает возможные варианты решения и находит оптимальное. Склонен экспериментировать с предметами, идеями. В решениях ориентируется на новые подходы, не боится ошибок и просчетов.
Средние значения факторов N (4-7 стенов) и Q1 (4-7 стенов) встречаются у лиц, склонных быстро ориентироваться в проблемных ситуациях, но не всегда умеющих просчитывать варианты решения. В связи с этим выбранное решение не всегда бывает оптимальным. Новые идеи и способы решений использует взвешенно, лишь после всесторонней оценки и оценки последствий.
Низкие значения факторов N (1-3 стена) и Q1 (1-3 стена) фиксируются у тех, у кого ориентировка в проблемных ситуациях затруднена. Понимание смысла проблемной ситуации, выбор вариантов решений требуют дополнительных интеллектуальных усилий и временных затрат. Отношение к новым идеям настороженное. При решении жизненных задач используются проверенные опытом способы и приемы.

    В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

  • С – эмоциональная устойчивость
  • F – беспечность
  • H – смелость в социальных контактах
  • I – эмоциональная чувствительность
  • O – тревожность
  • Q4 – напряженность

Сочетание факторов С и I характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям.
Высокие значения факторов С (8-10 стенов) и низкие значения фактора I (1-3 стена) свойственны человеку, отличающемуся реалистичным восприятием окружающей обстановки, происходящих событий. Чувствует себя защищенным, способным справиться с разными трудностями. Круг ситуаций, которые вызывают сильные эмоциональные реакции, ограничен. Склонен рационализировать собственные эмоциональные переживания, впечатления. В общении с другими людьми ориентируется преимущественно на разумное. На собственные чувства ориентируется довольно редко.
Средние значения факторов С (4-7 стенов) и I (4-7 стенов) характерны для человека, который сохраняет эмоциональное равновесие преимущественно в привычной для себя обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей возникает кратковременное чувство тревоги и беспомощности. Сильные эмоциональные реакции возможны в тех ситуациях, которые глубоко затрагивают актуальные потребности.
Низкие значения факторов С (1-3 стена) и высокие значения фактора I (8-10 стенов) означают, что человек воспринимает происходящее вокруг него прежде всего эмоционально. Эмоциональная чувствительность высокая. Эмоции возникают быстро, по любому, даже незначительному, поводу. Спектр эмоциональных переживаний разнообразен: от восторженности, удовлетворения до страха, тревоги и депрессии. Эмоции превращаются в основной регулятор поведения и взаимоотношений с людьми.
Сочетание факторов H и F отражает склонность к рискованному поведению.
Высокие значения факторов H (8-10 стенов) и F (8-10 стенов) позволяют говорить об оптимизме. Сложности, неудачи сложившихся ситуаций не замечаются или вытесняются. Преобладает вера в удачу, в благоприятный исход начинаний. Жизненная перспектива воспринимается позитивно. Привлекают ситуации, связанные с риском. Может рисковать как здоровьем, так и материальным благополучием. Рискует независимо от последствий. Возможен неоправданный риск, риск ради риска.
Средние значения факторов H (4-7 стенов) и F (4-7 стенов) отражают стремление человека находить позитивное в жизни. Однако полностью отключиться от неприятностей, от повседневных проблем не удается. Верит в удачу в том случае, если когда ситуации знакомы и можно использовать проверенные опытом стратегии поведения и решения задач. Рискует взвешенно. Рискованные ситуации привлекают тогда, когда риск оправдан и успех реально достижим.
Низкие значения факторов H (1-3 стена) и F (1-3 стена) встречаются у тех, кто склонен драматизировать события, усложнять происходящее. Настроение часто снижено. Жизненная перспектива воспринимается преимущественно негативно. Уверенность в себе слабо выражена. Преобладает ориентация на избегание неудачи. Риск пугает. Ситуации, связанные с риском, избегаются.
Сочетание факторов O и Q4 характеризует разные проявления тревожности как личностного свойства.
Высокие значения факторов O (8-10 стенов) и Q4 (8-10 стенов) описывают человека, который часто тревожится о возможных неудачах и неприятных событиях, сожалеет о прошлых своих поступках. Неудовлетворен собой, испытывает чувство вины, что создает трудности во взаимоотношениях с окружающими. Болезненно переносит критику в свой адрес. Похвалу, комплименты принимает с большим недоверием. Препятствия на пути к достижению цели воспринимает как непреодолимые, склонен фиксироваться на неприятных сторонах событий, что препятствует поискам выхода из проблемных ситуаций.
Средние значения факторов O (4-7 стенов) и Q4 (4-7 стенов) относятся к человеку, который испытывает тревогу, беспокойство в непривычных для себя ситуациях. Тогда, когда обстановка знакома и предсказуема, ощущение тревоги ослабевает или не возникает вообще. Пытается объективно воспринимать происходящее и окружающих людей. Препятствия на пути к достижению цели кажутся непреодолимыми, но довольно долго ищет оптимальные выходы из сложившейся проблемной ситуации. Критические замечания в свой адрес воспринимает сначала с раздражением, затем находит в них рациональное зерно, и раздражение снимается. В конфликтных ситуациях склонен обвинять не только других, но и себя.
Низкие значения факторов O (1-3 стена) и Q4 (1-3 стена) характерны для человека, который критично воспринимает окружающую реальность. Редко тревожится о будущем, не волнуют также и прошлые поступки. Высокая самооценка, уверенность в себе, удовлетворенность своими достижениями помогают преодолевать реально возникающие препятствия. Терпимо относится к критическим замечаниям в свой адрес. В конфликтных ситуациях склонен преимущественно обвинять других.

    В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

  • Q3 – самодисциплина
  • G – моральная нормативность

Высокие значения факторов Q3 (8-10 стенов) и G (8-10 стенов) встречаются у тех, кто способен мобилизовать себя на достижение поставленной цели вопреки внутреннему сопротивлению и внешним препятствиям. Действует продуманно, настойчиво. Организован: заканчивает начатые дела, четко представляет порядок выполняемых дел, планирует время. Сохраняет самообладание в критических ситуациях, способен регулировать внешние проявления эмоций. Критичен к себе. Поведение часто регулируется требованиями группы, требованиями окружающих людей. Ответственен, с ярко выраженным чувством долга.
Средние значения факторов Q3 (4-7 стенов) и G (4-7 стенов) говорят о способности человека быть организованным и настойчивым прежде всего в ситуациях, в которых адаптировался. В случае неожиданного появления дополнительной нагрузки может действовать хаотично, неорганизованно. Избирательно относится к общегрупповым нормам и требованиям. Совестливость, ответственность в лично значимых ситуациях могут сочетаться с формальным выполнением обязанностей тогда, когда ситуация не затрагивает личных интересов.
Низкие значения факторов Q3 (1-3 стена) и G (1-3 стена) характерны для тех, кто отступает от желаемой цели, как только появляются внутренние или внешние препятствия. Часто действует неорганизованно. Не умеет планировать и рационально распределять свое время. Поведение регулируется преимущественно личными, сиюминутными желаниями и потребностями, поэтому не всегда вписывается в традиционные рамки. Свои возможности не всегда оцениваются критично. Достаточно свободно относится к моральным нормам.

Вторичные факторы опросника Р. Кеттелла.

    Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

  1. Тревожность
    F1 = [38 + (2 х L + 3 х О + 4 х Q4) – 2 х С – 2 х Н – 2 х Q3]. 10,
    Где «38» – нормирующая константа,
    L, O, Q4, C, H, Q3 – значения соответствующих факторов в стенах.
  2. Экстарверсия
    F2 = [2 х А + 3 х Е + 4 х F + 5 х Н – 2 х Q2 – 11]. 10,
    Где «10» – нормирующая константа,
    A, E, F, H, Q2 – значения соответствующих факторов в стенах.
  3. Эмоциональная лабильность
    F3 = [77 + 2 х С + 2 х Е + 2 х F + 2 х N – 4 х А – 6 х I – 2 х М]. 10,
    Где «77» – нормирующая константа,
    C, E, F, N, A, I, M – значения соответствующих факторов в стенах.
  4. Доминантность
    F4 = [4 х Е + 3 х М + 4 х Q1 + 4 х Q2 – 3 х А – 2 х G]. 10,
    Где E, M, Q1, Q2, A, G – значения соответствующих факторов в стенах.

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «–», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» – от 8 до 10 стенов.
Источник:

  1. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн. Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с. (c. 100-120)
  2. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М. АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб. Сова, 2008. — 671 с. (с.90-131)

Методика многофакторного исследования личности Кэттелла

Описание методики

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Впервые опросник Кэттелла (форма A, B) был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-57 г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками (форма C, D). В 1961-62 г. (форма E, F) – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к опроснику. В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению, Кэттелла, «можно работать в полной мере». Адаптированный русскоязычный вариант опросника разработан В. И. Похилько, А. С. Соловейчиком, А. Г. Шмелевым.

Существует 6 основных форм опросника: A и B (187 вопросов), C и D (105 вопросов), E и F (128 вопросов). Также были разработаны 14-факторный подростковый. 12-факторный детский и 13-факторный сокращённый взрослый варианты личностного опросника. Для их интерпретации используются специальные, упрощённые и сокращённые алгоритмы подсчёта. В России чаще всего используют формы А и С.

Методика Кэттелла широко используется в психодиагностической практике как за рубежом, так и у нас в стране. Его опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека. Необходимо отметить, что опросник диагностирует черты личности, но не мотивационно-потребностную сферу (мотивы, потребности, интересы и ценности), требующую применения других методик. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии, при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Теоретические основы

Для накопления первоначальной информации о личности и методах её измерения Кеттелл использовад три основных источника информации:

  1. L -данные («Lift record data»), полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Чаще всего их получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. L-данные хороши для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. Однако, данный источник информации о личности имеет ряд недостатков. Во-первых, восприятие человека всегда несколько искажено, в связи с особенностями личности самого эксперта. Во-вторых, на оценку влияют отношения между испытуемым и экспертом (хорошие или плохие, отношения типа руководитель – подчиненный). В-третьих, требуется специально обучать экспертов и выделять им какое-то время для наблюдения за испытуемыми.
  2. Q -данные («Questionnaire data»), полученные с помощью опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации Q-данные занимают центральное место в личностных исследованиях. Q-данные также в довольно сильной степени подвержены искажению. Причины искажения носят познавательный и мотивационный характер и зависят от уровня самооценки испытуемого.
  3. T -данные («Objective test data»). Это данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов.

Р. Кэттелл первоначально исходил из L-данных, полученных Г. Олпортом и Х. Одбертом в 1936 г. Эти авторы на основе тщательного анализа английской лексики выделили 17953 определений, с помощью которых можно описать особенности поведения человека. Из них были отобраны 4,5 тысячи слов, ясно обозначающих черты личности, а также важные и устойчивые характеристики поведения. В 1946 году Р. Кэттелл предпринял попытку уменьшить это число до рациональной величины, используя статистические методы факторного анализа. Р. Кэттелл проанализировал 4500 терминов личности и разделил их на синонимичные группы. Из каждой такой группы он отобрал по одному термину, выражающему, по его мнению, основное смысловое содержание соответствующей синонимической группы. Таким образом, он сократил список личностных признаков до 171. Для дальнейшего сокращения Р. Кэттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из 171 характеристики личности. Для выяснения группового мнения судей Р. Кэттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высоко-коррелирующие характеристики, которые, по-видимому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары членов, имеющие высокие, отрицательные корреляции, например, разговорчивый – молчаливый, доверчивый – подозрительный, веселый – печальный и т.д. Таким образом, Р. Кэттелл получил набор из 36 биполярных названий, который он затем расрасширил до 46 пар путем включения специальных терминов, взятых из работ других исследователей.

Затем для каждой биполярной пары характеристик были составлены рабочие определения. Это было необходимо для обучения экспертов и формирования у них единства мнений. Затем в целом ряде исследований с использованием биполярных прилагательных было установлено, что пространство L-данных может быть сокращено до 12–15 факторов. Полученные с помощью L-данных факторы подтвердили существование таких психологических концепций, как экстра-интроверсия, самоконтроль и др. Эти результаты имеют большое значение для теории личности, но малопригодны для практического использования, т.к. организовать массовые измерения с помощью одних и тех же экспертов не представляется возможным. Поэтому был осуществлен переход от исследований L-данных к исследованиям Q-данных. В результате факторы, выделенные на основании L-данных, были названы буквами латинского алфавита, начиная с A, а факторы, выделенные на основании Q-данных, буквой Q с числовыми индексами — арабскими и римскими.

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
  2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Обработка результатов

Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц.

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов:

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность (F1).

2. Интроверсия — экстраверсия (F2).

3. Чувствительность (F3).

4. Конформность (F4).

Пример построения «профиля личности»

Интерпретация результатов

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.

Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

  • А – общительность
  • Н – смелость
  • Е – доминантность
  • L – подозрительность
  • N – дипломатичность
  • Q2 – самостоятельность.

В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

  • В – интеллектуальность
  • М – мечтательность
  • N – дипломатичность
  • Q1 – восприимчивость к новому.

В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

  • С – эмоциональная устойчивость
  • F – беспечность
  • H – смелость в социальных контактах
  • I – эмоциональная чувствительность
  • O – тревожность
  • Q4 – напряженность

В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

  • Q3 – самодисциплина
  • G – моральная нормативность

Стимульный материал

Литература

  1. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. — СПб. Речь, 2001.
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.
  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М. ВЛАДОС, 1996.
  4. Батаршев А. В. Диагностика пограничных психических расстройств личности и поведения. — М. Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 320 с.
  5. Выбойщик И.В. Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2000. — 54 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *