Бланк экрана чистоты школы

Это интересно

Содержание


Детская теннисная школа

ДЕТСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА МЕГАСПОРТ-ТЕННИС

Информацию о наборе в детскую теннисную школу Вы можете прочитать здесь .

объявляет о наборе детей (всех возрастов) в учебно-тренировочные группы на сезон 2014-2015 г.

Набор проводит старший тренер клуба и тренер юношеской сборной России — Мухометов Филипп Дмитриевич.

Для комплектования учебных групп тренерским составом проводится тестирование желающих записаться в школу. В ходе тестирования обращается внимание на реакцию, координацию, скорость, общефизическую подготовленность. Для тех, кто уже ранее занимался теннисом определяется их уровень игры.

При себе необходимо иметь спортивную форму и желательно ракетку.

Ждем всех желающих !

Запись детей на тестирование производится по указанным ниже телефонам.

Наш адрес: г. Москва, ул. Саморы Машела, 5.

м.Юго-Западная, м.Беляево

Тел. (495) 221-06-93

Тел. — Мухометов Филипп / старший тренер/

Тел. (985) 276-94-53 (926) 286 62 11 Ибрагимов Марат / спортивный директор/

Начало занятий 1 сентября 2012 г.Предворительный набор c 10 мая 2012 года.

Дополнительно проводится формирование ГРУПП для ВЗРОСЛЫХ любителей тенниса, а так же для родителей юных теннисистов.

Теннисная школа МЕГАСПОРТ-ТЕННИС (прежнее название Мегасфера) была создана в Юго-Западном районе Москвы в 2006 году для подготовки молодых спортсменов и популяризации тенниса в нашей стране. В тренерский состав теннисной школы МЕГАСПОРТ-ТЕННИС входят мастера спорта Российской Федерации, имеющие большой опыт тренерской и педагогической работы. Среди наших тренеров есть участники и призеры многочисленных российских и международных турниров, в том числе и профессиональных турниров ATP, WTA, а также РТТ, ТЕ, ITF.

В качестве консультантов по различным вопросам тренировочного процесса наша теннисная школа периодически привлекает игроков и тренеров сборной России, научно-методическую группу РГУФК.

Также в нашей школе проводят мастер-классы ведущие российские игроки и тренеры ATP и WTA, такие как Светлана Кузнецова, Игорь Андреев, Михаил Южный, Мария Кириленко и многие другие известные теннисисты.

В настоящее время в теннисной школе МЕГАСПОРТ-ТЕННИС есть всё необходимое для плодотворной работы: ясные цели и отработанные методики тренировки; большая база перспективных учеников; зарекомендовавшие себя летняя и зимняя программы; опытные тренеры, специальность которых — работа с детьми, удобное месторасположение.

Стратегия теннисного обучения нашей школы — постоянно развивать и совершенствовать свои программы. Школе приятно получать благодарственные отзывы родителей. Мы были приятно поражены общим уровнем организации тренировочных сборов, Нашим детям очень понравились условия сборов, и они собираются вернуться в следующем году, — такими отзывами теннисная школа МЕГАСПОРТ-ТЕННИС гордится.

Не приходится сомневаться, что теннисная школа МЕГАСПОРТ-ТЕННИС сможет восполнить недостаток специализированных спортивных организаций для детей в Москве и наряду с другими достойными представителями российских теннисных школ внесет свой вклад в дело физического воспитания подрастающего поколения.

Цели и задачи школы МЕГАСПОРТ-ТЕННИС

создание условий для круглогодичных и многолетних занятий теннисом и физической подготовке детей и взрослых, независимо от уровня игры, и привития любви к теннису,

квалифицированная подготовка и спортивное совершенствование, возможность качественного роста спортсменов и достижения максимальных результатов,

вариативность тренировочного процесса в зависимости от уровня подготовки,

подготовка спортсменов от начального уровня до профессионального игрока.

Учебный процесс в школе МЕГАСПОРТ-ТЕННИС строится с учетом собственного анализа и опыта ведущих теннисных школ мира. Нами были разработаны базовые принципы обучения юных теннисистов.

системный подход к организации тренировочного процесса,

индивидуальное, нестандартное отношение к отдельному ученику,

построение тренировочного процесса на базе опыта и методик ведущих российских и зарубежных теннисных школ,

реальная установка целей и задач перед каждым учеником и целенаправленное достижение их.

Подготовка юных теннисистов в школе МЕГАСПОРТ-ТЕННИС проводится круглый год. Существуют зимняя и летняя программы обучения.

Зимняя программа охватывает период с начала сентября по конец июня. Занятия проводятся в группах по 4-6 человек до пяти раз в неделю. Группы делятся по уровню и возрасту, где приоритетом является уровень игры. Существует три уровня подготовки: а) для начинающих, б) для игроков среднего уровня, в) спортивного уровня. В зависимости от роста мастерства дети переводятся на более высокий уровень.

Во время занятий, продолжительность которых полтора два часа, изучают и отрабатывают элементы техники ударов, обучают правильному передвижению по корту, проводят теоретические и практические занятия по тактическим схемам ведения игры.

В процессе обучения большое внимание уделяется физической и психологической подготовке наших учеников, создается залог дальнейших успешных результатов в теннисе.

Летняя программа с конца июня по конец июля проводится в виде теннисных сборов, с выездом за пределы России (Хорватия, Турция, Черногория, Украина и т.д.). Интенсивная программа рассчитана на детей от 6 до 18 лет. Основу сборов составляют ежедневные двухразовые тренировки (3,5-4 часа чистого времени), спортивные игры, специальная теннисная физическая подготовка и бассейн. В конце каждой недели проводится мини-турнир на Кубок школы МЕГАСПОРТ-ТЕННИС по круговой системе с призами для победителей. На протяжении недели дети сдают тесты по физической и технической подготовке, результаты которых оцениваются по проверенной методике.

Летние сборы в первую очередь это большой скачок и в теннисном, и физическом развитии детей. За неделю теннисная нагрузка составляет 18-20 часов. Основная цель летних сборов — за максимально короткий срок сделать все возможное для того, чтобы вывести ребенка на новый уровень игры, понимания тенниса и атмосферы серьезных тренировок, а также укрепить здоровье юного теннисиста. С этой задачей воспитанникам помогают справиться опытные тренеры с многолетним стажем работы с детьми и большим спортивным опытом. По окончании сбора с результатами тестов знакомят родителей детей, что дает всем реальную картину и помогает по-новому взглянуть на занятия спортом. Также мы предлагаем заполнить анкету с вопросами о результатах сборов — школу очень интересует мнение своих учеников, их родителей и клиентов о проведенных мероприятиях.

Школа МЕГАСПОРТ-ТЕННИС располагает шестью превосходными кортами с покрытием Rukort, тем самым, на котором проходят встречи международного турнира Кубок Кремля. Для самых маленьких учеников имеется стеночка. При школе работает магазин, в котором можно приобрести все необходимое для тенниса форму и инвентарь. Для удобства учеников и их родителей при школе открыто кафе, где можно и перекусить, и посмотреть спортивные трансляции на большом экране. Наша школа удачно расположена недалеко от станции метро Юго-Западная. Территория возле школы оборудована паркингом.

Где купить канцелярские товары?

Интернет-магазин «Школьник» предлагает канцелярские товары. С нами вы сможете подготовить ребенка к школе.

Письменные принадлежности

Каждый новый учебный год — это серьезные затраты для родителей, ведь нужно купить не только форму, учебники, но и весь набор канцелярских товаров. Важно подобрать тетради, ручки, папки и фломастеры таким образом, чтобы ребенку нравилось с ними заниматься.

В каталоге представлен перечень письменных принадлежностей и других материалов для учебы:

  • бумажная продукция,
  • канцтовары,
  • школьные ранцы и рюкзаки,
  • мешки для обуви,
  • пеналы школьные,
  • инструменты для творчества,
  • учебные пособия,
  • методики раннего развития,
  • аудиокниги и аудиоэнциклопедии,
  • развивающие игры,

  • подарки и украшения для школьных праздников и многое другое.

Все канцтовары отличаются высоким качеством и ярким дизайном. Изображения любимых героев мультфильмов (Naruto, Winx, Hello Kitty, «Тачки», герои Disney и т.д.) повышают мотивацию к учебе, учат аккуратному обращению с вещами.

Канцелярские товары в интернет-магазине «Школьник»

Вместе с ребенком вы можете устроиться перед экраном монитора и выбрать подходящие письменные принадлежности, тетради и альбомы. Подробное описание характеристик каждого товара и фотографии облегчают выбор.

Преимущества сотрудничества с нашей компанией

  • Курьерская доставка в 80 городов.
  • Самовывоз в 70 городах. Если вы хотите сэкономить на курьерских услугах, можно забрать заказ самостоятельно из ближайшего пункта самовывоза.
  • Скидки и акции. Родительским комитетам предоставляется скидка 10% на покупки.

Реформа школы: ГТО и форма

22.04.13, 13:10

В сфере образования проводятся реформы. Одна из последних — школе предложили возродить нормативы ГТО и вернуть единую форму.

Готов к труду и защите Отечества

Открывая в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина и голливудского актера Стивена Сигала новый спортивный комплекс Самбо-70, президент Владимир Путин выразил недовольство физическим состоянием современных школьников и предложил вернуть в школьную программу нормативы ГТО. Впоследствии, на совещании по развитию спорта, прозвучала также идея внести выполнение норм ГТО в аттестат и учитывать при поступлении в вуз. Президентскую инициативу уже поддержали в Госдуме, Мосгордуме, Совете Федерации, Общественной палате, ДОСААФ и Российском союзе ректоров.

Министр спорта Виталий Мутко заявил, что внедрение комплекса ГТО в школьную программу планируется уже в 2014 году, а министр образования и науки Дмитрий Ливанов добавил, что ЕГЭ дает вполне адекватную картину учебных достижений школьников, но это далеко не полная картина уровня развития, и как раз нормативы ГТО будут к месту. Правда, как разъяснили потом заместители министра, они все же не станут обязательными при поступлении в вуз, а будут частью т.наз. портфолио (или паспорта школьника, новость о появлении которого осталась почти незамеченной).

Оказалось, что подобные нормативы уже разработаны и экспериментально внедряются в части регионов, например — в Свердловской области и Пермском крае школьники ГТО уже сдают. В Москве существует свои нормативы под названием Московский спортсмен, а у Всероссийского НИИ физкультуры готов пробный комплекс Готов к труду и защите Отечества.

По словам начальника управления надзора Главной военной прокуратуры РФ Александра Никитина, возвращение ГТО поможет юношам проще адаптироваться к будущей военной службе. Существующие программы не дают того уровня, чтобы они приходили в Вооруженные силы, обладая достаточными знаниями и правовой подготовкой. Мы двумя руками за то, чтобы были обратно введены нормы ГТО, сказал Никитин на пресс-конференции. Его ведомство понять можно 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих, а ГТО а свое время и был создан для подобных целей.

Но не все согласятся с тем, что физкультура в школе нужна для того, чтобы готовить будущих призывников. К тому же, многие помнят, как это выглядело в 70-80-е, когда сдача ГТО чаще всего была формальностью и имитировалась как сдающими, так и принимающими (никто не хотел портить отчетность). Поэтому возникают сомнения в том, что ГТО поможет оздоровить нацию скорее породит принудиловку и создаст новый источник коррупции.

Особенно, если это будет тем или иным образом влиять на поступление в вуз — чего не было даже в советское время. В обществе это вызвало много вопросов, в частности: должна ли карьера будущего физика или лингвиста зависеть от его мускулатуры и спортивных рекордов? И что, в таком случае, делать инвалидам и детям с особыми возможностями? Чиновники заговорили о нормативах, разработанных для разных уровней физического развития. Но означает ли это, что в школах, наконец, появятся отдельные уроки физкультуры для детей с разными группами здоровья или все останется как есть, и весь класс будет по-прежнему заниматься по одной программе и бегать стометровку за 15 секунд?

И главный вопрос действительно ли модернизированный комплекс ГТО улучшит физическое состояние нынешних школьников и прибавит им здоровья?

Физкультура в школе: нормативы или здоровье?

С тем, что современным детям, мало гуляющим и много сидящим за экранами компьютера и телевизора, надо больше двигаться и заниматься спортом, никто не спорит. Но тема ГТО неизбежно вызывает дискуссию о физкультуре в школе, которая практически и так вся построена на нормативах, доставшихся нам с советских времен.

Эти уроки чаще всего не воспринимаются школьниками (и их родителями) как часть здорового образа жизни, скорее как скучная обязаловка, которую они чем старше, тем активнее — стараются избежать. Бег на скорость и кросс, лыжи зимой, прыжки в длину, в высоту и через козла, подтягивание, приседания, отжимания, упражнение на пресс, канат, метание мяча (заменившего в свое время гранату), разбавленные эстафетами и редкими играми в баскетбол и волейбол детям по-прежнему предлагают ставить рекорды и получать за это оценки. Нередко можно услышать истории о том, как ребенок, вне школы занимающийся спортом и даже имеющий спортивный разряд, получает тройку по физкультуре, потому что не может сдать норматив.

Именно поэтому введенный несколько лет назад третий урок физкультуры не вызвал восторга ни у школьников, ни у их родителей, хотя казалось бы — что плохого в регулярной физической нагрузке, особенно если у ребенка нет возможности посещать секции или бассейн?

Достаточно посмотреть на единодушные комментарии в социальных сетях, чтобы увидеть: у многих родителей остались не самые лучшие воспоминания о физкультуре в школе — стресс, унизительные реплики учителя и насмешки одноклассников, нагрузки, не учитывающие индивидуальные особенности и возможности.

Кажется, ничего с тех пор не изменилось. Все сходятся в одном: любовь к спорту и здоровому образу жизни эти уроки не прививали и не прививают. Нельзя оздоровить ребенка, насильно заставляя его сдавать нормативы, тем более, если они ему не по силам.

Об этом говорят и медики: подобные физические нагрузки не только не подходят всем подряд, но и противопоказаны при многих проблемах со здоровьем. Ежегодно российская пресса пишет о летальных случаях на уроках физкультуры. Основная причина смерти острая сердечная недостаточность во время стометровки или кросса, причем некоторые дети диагноз имели (но все равно продолжали заниматься в общей группе, поскольку никакой другой группы в школе нет), а некоторые считались абсолютно здоровыми.

В соседней Украине после череды несчастных случаев провели медицинское обследование школьников и выяснили, что только 4% из них имеют здоровье, позволяющее выполнить программу. После этого украинский министр образования отменил оценки по физкультуре (вместо них введена зачетная система) и заявил, что основой новых уроков спорта станет активное движение и пребывание на свежем воздухе, а не сдача нормативов.

В большинстве развитых стран школьные уроки физкультуры (в англоязычных странах они называются PE Physical Education) так и устроены. Они решают разные задачи: не только тренируют детей, формируют у них представление о здоровом образе жизни, но и снимают напряжение и умственное переутомление, вызванные уроками в классе. Стометровкой и лазаньем по канату нервную систему не разгрузишь, скорее наоборот.

В Японии физкультура разнообразна: школьники играют в большой теннис, хоккей с мячом, бейсбол, прыгают со скакалкой, занимаются фехтованием (кэндо), айкидо, даже учатся держать равновесие на одноколесных велосипедах (на двухколесных они ездят с пеленок).

В США старшеклассники самостоятельно выбирают, в какой форме им брать уроки PE: можно записаться в баскетбольную команду и тренироваться весь год, а можно заниматься скалолазанием или взять предмет под условным названием водные виды спорта, куда входят гребля на байдарке, ныряние и пр.

В канадских школах, помимо специальных уроков 2-3 раза в неделю, законом предусмотрены ежедневные 20 минут физической активности, во время которых дети на улице играют в командные игры, выполняют упражнения или просто танцуют под музыку в спортивном зале, если на улице сильный дождь. Помимо этого перемены дети обычно проводят на улице — почти в любую погоду, в том числе зимой, играя в подвижные игры. Такой режим позволяет даже шестилеткам (1 класс) легко выдержать 6,5-часовой школьный день.

Конечно, немногие российские школы могут похвастать своим бассейном, кортом или стадионом, однако здесь важен сам принцип учета желаний и возможностей детей. Хотя с точки зрения государственной заботы о здоровье и физической форме подрастающего поколения гораздо эффективнее строить спортивные площадки, бассейны и спортивные залы не только в школах, но и повсеместно, и чтобы занятия в них были доступны не только состоятельным гражданам, но и всем остальным.

1 сентября в форме от Зайцева

Тема физической активности в школе, между тем, напрямую связана с темой школьной формы, которую уже со следующего года в обязательном порядке собираются ввести в России. Трудно себе представить играющего на перемене в футбол или баскетбол ребенка в форменных брюках (и тем более в юбке), а также светлой рубашке это, во-первых, страшно неудобно, во-вторых — разорительно для родительского кошелька.

Основное правило, касающееся школьной одежды во многих развитых странах чтобы ребенку в ней было комфортно, и он не боялся ее испачкать, иначе какие игры на свежем воздухе, какой баскетбол? Это сильно отличается от того, какие требования предъявляются к школьной одежде в российских школах взять хотя бы распространенный тезис о том, что форма дисциплинирует.

В понятие дисциплина не в последнюю очередь входит спокойное поведение и на перемене тоже. В московских школах, например, детям на улицу выходить запрещено (а кто будет за ними следить?), в спортивный зал пускают только с учителем и только во время урока. Школьники проводят перемены в коридорах, где, конечно же, им нельзя бегать и играть в активные игры (зато вместо этого они играют в электронные). К счастью, так далеко не везде: если администрация школы понимает, насколько детям важна физическая активность и уделяет этому много внимания, вопрос об обязательной школьной форме сразу перестает быть главным.

Во многих странах Европы и в Северной Америке форма преимущественно встречается в религиозных школах (это объяснимо) и в частных школах но там это воспринимается как признак элитарности. Это может быть отличительным знаком престижного учебного заведения, администрации и ученикам которого (а также их родителям) важно подчеркнуть свой статус.

В государственных публичных школах формы, как правило, нет в том числе и потому, что в некоторых странах администрация не имеет права требовать с родителей дополнительных расходов. Например, в Канаде школы обеспечивают учеников не только учебниками, книгами для чтения, но и канцелярскими предметами и тетрадками именно так реализуется принцип всеобщего доступного бесплатного среднего образования.

В России все наоборот: частные школы в большинстве своем обходятся без единой формы, а во многих государственных она есть, преимущественно в начальных классах (в старшей школе требования пока сводятся к темный низ, светлый верх).

Как следует из нормативного правового акта Министерства образования и науки РФ, единые требования к одежде вводятся в т.ч. с целью устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.

Устранение видимого социального неравенства этот довод приводится в качестве основного многими сторонниками школьной формы (особенно теми, кто с ностальгией вспоминает СССР). Однако, как правило, дети прекрасно осведомлены о социальном статусе и материальном достатке семей своих одноклассников они общаются вне школы, ходят друг к другу в гости, вместе отмечают дни рождения, обсуждают, где кто провел каникулы.

Если заставить всех носить одну одежду, то что тогда делать с обувью, сумками-рюкзаками, верхней одеждой, а также транспортом, которым они добираются до школы ведь кто-то ездит на троллейбусе, а кого-то подвозит личный водитель на дорогой иномарке? И вообще одежда давно перестала быть символом престижа, сейчас эту роль играют мобильные телефоны и другие гаджеты которые, кстати, фактически запрещены в тех же канадских школах (носить в кармане можешь, доставать и пользоваться нет), поскольку именно это отвлекает внимание детей и мешает учебе.

К сожалению, невозможно устранить социальное неравенство, принудительно заставив всех носить одинаковые юбки и брюки. Намного важнее научить детей не обращать внимания на статусные вещи, не хвастаться ими и не завидовать их обладателям а это, конечно, задача намного сложнее, чем взять и ввести униформу.

Когда говорят о том, что разноцветная и разнообразная одежда мешает самим детям и не дает им сосредоточиться на уроке, я вспоминаю одну учительницу физкультуры, которая требовала от учеников приходить исключительно в черных шортах и чисто белых футболках, ее не устраивали даже скромные надписи Nike и Reebok. На вопрос родителей, в чем проблема, она отвечала: Они мельтешат у меня перед глазами, а это раздражает, я люблю, чтобы все были одинаковые. Дети, к слову, ее страшно боялись, так как треть урока она разносила провинившихся, пришедших в футболке не по уставу — о какой физкультуре вообще могла идти речь

Немного абсурдным кажется мнение цитируемых в СМИ психологов, что школьный стандарт одежды приучит детей к дресс-коду и воспитает представление о том, какая одежда какому роду занятия соответствует. Видимо, считается, что взрослый человек не в состоянии адекватно одеваться без специальной тренировки в детстве (не говоря уж о том, что очень многие обходятся в своей профессиональной жизни без дресс-кодов).

Научить ребенка самостоятельно мыслить и принимать ответственность, в том числе, за свой внешний вид, лишая его права выбора и заставляя одеваться как все, без учета его личного мнения и права на индивидуальность, невозможно. И результат может быть обратным. Кому, как не психологам этого не знать.

В то, что форма будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на здоровье, верится с трудом, т.к. до этого вся форма и в советское время, и особенно сейчас была сшита преимущественно из синтетики невысокого качества, и вряд ли следует ожидать чего-то другого.

Что интересно: в тех российских школах, где единая форма давно введена, родители довольно часто получают строгие указания покупать ее в определенном месте. Родительские интернет-форумы в разных городах страны полны ярких рассказов о том, что как это сказывается на стоимости такой одежды.

В Москве, у метро Сокол, есть неприметный подвал, около которого в конце каждого лета ежедневно выстраивается очередь из родителей, получивших от администрации школ Северного округа бумажки с адресом и телефоном. Это даже не магазин, а склад, без примерочных кабинок, стендов и вежливых консультантов, куда покупателей запускают партиями (поэтому люди часами ждут на улице), а сама форма сшита из дешевых синтетических тканей, по ужасным лекалам и стоит дороже, чем хороший костюм в Детском мире. Но очередь от этого не становится меньше ведь родителям сказали покупать форму именно здесь, чтобы у всего класса она была одинаковая.

Тезис о том, что школьная форма менее разорительна для родительских кошельков, также весьма сомнителен: например, заявленная модельером Вячеславом Зайцевым, оперативно подготовившим коллекцию, цена в 3 3,5 тыс. рублей за комплект высока даже для столицы. На деле же форма обходится намного дороже, т.к. редкий школьник может обойтись одной парой брюк или одной юбкой в год, а еще нужен ежедневный запас рубашек или блузок. Конечно, если ребенок сидит неподвижно на уроке, не рисует красками, не пачкается ручкой, не бегает на перемене и не обливается случайно соком в столовой, то тогда можно и сэкономить, но такие дети встречаются редко.

Поэтому на вопрос: «Кому в действительности это нужно?» лучше всего, пожалуй, ответил глава Минпромторга Денис Мантуров. Встречаясь в конце прошлого года с президентом, он представил разработанный его ведомством проект антикризисных мер для некоторых российских отраслей, переживающих не лучшие времена. По мнению Мантурова, госзаказ на изготовление формы для силовых ведомств, а также для школы может спасти легкую промышленность – особенно, в условиях вступления России в ГТО. Поэтому, считает чиновник, школьную форму надо сделать обязательной для всей страны.

Большая Энциклопедия Нефти Газа


Экранная форма

Страница 1

Экранная форма Исполнение простых бюджетов показывает ( независимо от выбранной настройки) контрольные панели для анализа результатов исполнения бюджета.

Экранная форма карточки состоит из верхней и нижней частей. В верхней части выводятся лепя из файлов BDi и BD2, содержащие данные о водителе и его автомобиле, а в нижней ( в виде стандартной формы Browse) — поля из файла ВОЗ, содержащие данные о перевозках, включая наименование груза, его вес, исходный и конечный пункты перевозки, дату выезда и прибытия, фактическое время нахождения в пути и расход горючего.

Пространство поиска тестовой задачи.

Из экранных форм видно, что агенты в модели искусственной жизни на 100 — й популяции оптимизировали свои параметры, в то время как при случайном поиске еще имеются рассогласования текущих значений параметров и оптимальных.

Создание экранной формы в основном закончено.

Запуск экранной формы из УЦ осуществляется нажатием F2 после установки курсора на имя экранной формы или нажатием Enter и выбором позиции Display data в высветившемся горизонтальном меню. Причем если в УЦ открыт файл БД, не связанный с данной формой, то высвечивается горизонтальное меню с двумя позициями: Current view ( текущая выборка) и имя файла БД или выборки, связанной с вызываемой формой.

Файлы экранных форм. разработанные в dBASE IV, нельзя использовать в dBASE III ( более подробно о разработке экранных форм ввода и вывода данных с помощью режима УЦ, управляемого меню, см. в разд.

Столбцы экранной формы ( окна) списка могут иметь индивидуальную настройку. Возможна сортировка информации по основным параметрам путем использования соответствующих вкладок окна.

Рассмотрим экранную форму контроля исполнения бюджета .

В экранной форме можно размещать поля, оформительские элементы и текстовый материал, выходящие за границы стандартного экрана. Размер экранной формы ограничен только емкостью свободной оперативной памятью ПК. Для удобства работы с многостраничными экранными формами имеются меню Words и Goto.

Комбинированная экранная форма График ресурсов — Линейная диаграмма.

В полученной экранной форме ( рис. 4.18) наглядно видны как загрузка ресурсов, так и состав и время выполнения задач, на которых используется данный ресурс. Если в верхней части экранной формы при помощи полоски прокрутки ( алгоритм 2.20) выбрать другой ресурс, то в нижней части экранной формы соответственно изменится и состав задач — останутся только те задачи, в которых используется выбранный ресурс.

Вызов редактора экранных форм осуществляется в режиме Формы ( Forms) УЦ. Предварительно необходимо в режиме Data активизировать интересующий нас файл данных, например VEDOMOST. После выбора Create в столбце Forms на экране увидим размеченный чистый экран и меню работы с экранными формами.

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков в начальной школе

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.

Использование нестандартных форм и методов одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом.

Приведу несколько примеров, которые позволяют мне справиться с усталостью детей, помочь настроить их на рабочий лад.

На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Если постараться разнообразить приемы проведения словарной работы, то у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока, да и готовиться дома к словарной работе, на мой взгляд, у них будет больше желания.

  • Учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.
  • Узнать предмет по описанию. Учитель дает описание, дети называют предмет — словарное слово, записывают его.
  • Игра Закрой форточку. Учитель показывает карточки с открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка закрывается и нужная буква ставится на свое место.
  • Картинный диктант. Учитель показывает картинки с изображением предметов — словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа). Этот диктант можно проводить по- разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант — молчанку
  • Отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов, отгадать,
  • Игра Разлетевшиеся шары. На доске написаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и прикрепляют его к слову.
  • Грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.
  • Работа по перфокартам. Учитель раздает ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены орфограммы. Дети кладут их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы.

Большое значение в организации урока имеет его начало. Важно настроить их на рабочий лад. Именно для этого можно использовать прием начала урока в нетрадиционной форме.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

В качестве нестандартного приема можно использовать этапы урока с элементами театрализации.

  • Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.
  • Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.
  • Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.
  • Словознайка. Различная работа с текстом.
  • Поиграйка. Грамматические игры.
  • Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.
  • Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.
  • Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.
  • Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.
  • Узнавайка. (Знаете ли вы?). Знакомство с правилами русского языка, краткие сведения в связи с темой урока.

Современный урок невозможно провести без привлечения информационно коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение.

Презентация мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Так, например, изучая тему по окружающему миру Разнообразие растений на Земле, полезно обратиться к детям с вопросом Хотите больше узнать о растениях нашей страны? Давайте найдём информацию в интернете, вместе составим презентацию. И при проведении урока — игры по данной теме, дети демонстрировали свои презентации и увидели с экрана, как выглядит заповедник Лес на Ворскле. Благодаря презентациям, те учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.


На уроках математики при проведении уроков соревнований использую интерактивную доску. Для привлечения внимания и активности учащихся в начале урока провожу устный счёт с элементами игры Запиши только ответ. Примеры записываю в два столбика по вариантам. После того, как дети записали ответы, с помощью анимации на интерактивной доске проводят самопроверку или взаимопроверку. Такой вид работы ученикам нравится, так как они выступают в роли учителя. При выполнении устных вычислений демонстрирую схемы, ребусы.

Для развития интереса к урокам русского языка использую графический планшет. Учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда по теме, записи слов, подчеркивании орфограмм, выделении частей слова, нахождении грамматической основы и второстепенных членов предложения.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Например, на уроке Литературная гостиная предлагаю детям прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки — викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.

Применение проектно — исследовательской деятельности на уроке окружающего мира позволяет развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. При подборе темы проекта ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.

Одной из форм познавательной деятельности является игра, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Для того чтобы возбудить интерес к счету, применяю в различных вариантах следующие ролевые игры: Рыбалка, круговые примеры, Кто быстрее, Найди ошибку, Закодированный ответ, Математическое домино, Собери карточку, Эстафета.

Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Все предложенные приемы и формы работы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть — из книг, методических пособий.

Библиографический список

Автор материала: Зенина Инна Николаевна

Следующая статья а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу. Актуальность данной темы очевидна. Как часто в повседневной жизни, с экранов телевизоров, по радио да из уст наших политиков и общественных деятелей мы слышим нарушения норм литературного языка.

Описание слайда:

ЦЕЛЬ РАБОТЫ, ЗАДАЧИ: характеристика такого понятия как «чистота речи»; её значение для современного литературного языка; анализ разнообразных нарушений чистоты речи (просторечия, варваризмы, жаргонизмы, слова-паразиты, канцеляризмы).

Описание слайда:

ЭТАПЫ РАБОТЫ: определение понятия «чистота речи»; анализ наиболее частых нарушений речи; наблюдение за использованием в речи лексики, находящейся за пределами русского литературного языка, людей разных категорий: школьников, учителей, жителей села.

Описание слайда:

Чистота речи как показатель речевой культуры человека Чистота — это одно из проявлений правильности, которое сказывается в соблюдении лексических норм, ибо чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах, но проявляется, как правило, на речевом уровне.

чистый лист бумаги

См. также в других словарях:

ЧИСТЫЙ — чистая, чистое; чист, чиста, чисто. 1. Не загрязненный, не замаранный, свободный от грязи; противоп. грязный. Чистое белье. Чистая скатерть. Чистая посуда. Чистые руки. Надеть чистое платье. Принести чистой воды. «Как смеешь ты, наглец, нечистым чиста, чисто, чисты и чисты; чище; нар. чисто 1. Чистым называют то, на чём нет грязи, мусора, пыли и т. п. Чистый пол. | Чистые улицы. | Им выдали чистое бельё и новые комбинезоны. | Они сели в чистый … Толковый словарь Дмитриева

чистый — ЧИ/СТЫЙ ая, ое; чист, а/, о; чи/ще. 1. Незагрязнённый, незапачканный (без грязи, мусора, пятен и т.п.). Ч. снег. Ч ая обложка. Ч ые книги и тетрадки. Вода в озере ч ая, как слеза, как стекло, как хрусталь (прозрачная). Работа здесь ч ая (не ое; чист, а/, о; чи/ще см. тж. чистые, чистое, чисто, чистота, чистенький 1) Незагрязнённый, незапачканный (без грязи, мусора, пятен и т.п.) Ч … Словарь многих выражений

Ценные бумаги —    бумаги, являющиеся свидетельством о вложении средств в предприятие или о предоставлении их в ссуду, дающие право на получение дивиденда или процента. Ц. б. выступают в виде: акций, облигаций предприятий, облигаций государственных займов, фигура, оттиск, и ????? пишу. В XV столетии оно встречается редко (например, у Бернарда из Вероны в предисловии к изданию сочинений Катулла 1493 г. у Эразма в его … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Типографское дело — [Слово типография греческого происхождения и составлено из двух слов: ????? буква, фигура, оттиск, и ????? пишу. В XV столетии оно встречается редко (например, у Бернарда из Вероны в предисловии к изданию сочинений Катулла 1493 г. у Эразма в его … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

БЛАНК — бланка; 1) белый лист с напечатанным обозначением учреждения, лица, от которого будет послано написанное на этом листе письмо; 2) печатная бумага с пробелами в тексте, куда вставляются рукописью нужные недостающие слова, нпр. бланки для по большей части сверху, названием присутственного места или должностного лица, выдающего или отправляющего после вписания надлежащего текста эту бумагу; Б. такого рода носят … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Бланк канцелярский, гербовый и пр. — (от франц. blanc белый) так наз. 1) чистый лист бумаги с напечатанным, по большей части сверху, названием присутственного места или должностного лица, выдающего или отправляющего после вписания надлежащего текста эту бумагу; Б. такого рода носят … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Экран для копированияЗазеркалье.Микрогофр. Игрушка для детей от 5-ти лет. Развивает навыки рисования, позваляет сделать копию с оригинала изображения. Установить экран на подставки, с левой стороны положить копируемый рисунок, а с который судьба заполняет тогда, когда мы вместе проходим по жизни. Мы все хотим, чтобы всегда рядом с нами был самыйродной, самый любимый вы быстро и легко научитесь изображать различных сказочных героев. Для этого возьмите чистый лист бумаги, карандаши и. хорошее настроение! Последовательно нарисуйте вызванного решением директора одного из учебных учреждений запретить ученицам-мусульманкам ходить на уроки в хиджабах, Владимир Путин предложил регионам задуматься о возвращении единой школьной формы. Об этом сообщает РИА Новости .

    Подумать об этом можно на региональном, а может быть, и на муниципальном уровнях. О том, чтобы вводить единую форму одежды, не обязательно как в Советском Союзе, одна на всю страну, но в регионах вполне можно вводить такую форму одежды, сказал Путин в четверг на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта.

    При этом он подчеркнул, что в данном вопросе заключается проблема не только религиозного представительства или внешних атрибутов, есть и чисто житейские вещи.

    Наверное, не очень приятно, когда одни дети приходят одетые, мягко говоря, шикарно, а другие совсем, мягко говоря, скромно. В таких коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта, сказал Путин.

    Президент также прокомментировал ситуацию с ношением хиджабов в российских школах.

    Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе, у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить, заявил Путин.

    У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства, сказал он, а также предложил посмотреть на опыт европейских государств, тогда все станет ясно.

    С вопросом рассказать о его отношении к ношению хиджабов обратилась представительница Ставропольского края, где в одной из школ ученицам запретили носить мусульманские платки. Ранее ставропольский краевой муфтият сообщил о жалобах родителей некоторых школьниц на то, что их дочерей с 3 октября не пускают в школу в хиджабах. При этом они утверждают, что с начала учебного года девочки посещали занятия в платках и ранее руководство школы не предъявляло к ним претензий. До этого с аналогичной жалобой обращались жители Арзгирского и Степного районов Ставропольского края. Ситуацию прокомментировал глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, он считает, что ношение школьницей в Ставропольском крае хиджаба не противоречило ни правилам этого учебного учреждения, ни общепринятым нормам.

    Насколько я знаю, в конкретной школе в Ставропольском крае, о которой шла речь, девочки ходили с 1 сентября с покрытой головой. Это совершенно не противоречило ни школьным правилам, ни общепринятым нормам, заявлял Ливанов.

    Е.А. Тисленко

    Применение информационных технологий в современной школе вызвано насущной потребностью модернизации образования. Информационный интегрированный продукт «КМ-Школа» дает возможность модернизировать многие образовательные процессы: передачу готовых знаний (лекция учителя), организация самостоятельной работы учащихся (поиск информации в контенте «КМ-Школы»), мониторинг качества (тестирование), что значительно повышает эффективность преподавания.

    Подробное освоение информационного интегрированного продукта «КМ-Школа» мы начали с позиции пользователя учитель и ученик. Работать в «КМ-Школе» мне понравилось сразу. Я быстро освоила рабочее место учителя, которое позволяет создавать, систематизировать и хранить в электронном виде уроки, классный журнал и другие виды отчетности.


    До этого я проводила уроки в компьютерном классе, используя готовые диски, презентации, созданные мной в Power Point. Но в среде «КМ-Школа» создавать презентации мне понравилось больше. «КМ-Школа» проста во внедрении и работе учителя.

    Особенно мне нравится конструктор тестов. Предложено 9 разновидностей:

    1. «Да» — «Нет»;
    2. «Один из многих»;
    3. «Многие из многих»;
    4. «Ввод текста»;
    5. «Продолжить последовательность»;
    6. «Классификация»;
    7. «Упорядочить последовательность»;
    8. «Выделение»;
    9. «Сопоставление».

    Я работала с конструкторами тестов. В основном можно задать им форму «Один из многих» или «Многие из многих». После выполнения тестов дается процент выполнения правильных заданий. Нужно время, которого так мало на уроке, чтобы перевести % в отметку и занести её в журнал.

    В информационном интегрированном продукте «КМ-Школа» после выполнения заданий тестов выставляется отметка, которая автоматически заносится в электронный журнал. Экономится масса времени, облегчается работа учителя.

    Еще одним плюсом считаю то, что в «КМ-Школе» можно задания тестов сопровождать картинками, схемами. Это и наглядно, и интересно, и, может быть, кому-то будет подсказкой. Тест выглядит не так скучно. В других конструкторах я этого сделать не могла. Мне нравится, что в этой образовательной среде в конструкторах тестов каждый вопрос располагается на отдельных слайдах. Из набора этих слайдов легко и быстро можно составить новый тест, или добавить новые задания в готовый тест. Другие конструкторы тестов этого не предполагают.

    Еще один плюс — то, что можно проверочную работу составить, применив комбинацию из нескольких разновидностей тестов. При изучении биологии важно знание понятий, определений, терминов. При проверке домашнего задания сочетаю тест «Один из многих» и «Ввод текста» (закончите предложение, вставьте пропущенное слово), а при закреплении знаний — «Один из многих», «Ввод текста» (уберите лишнее слово, замените выделенные слова термином, закончите предложение), «Да, нет».

    Решение генетических задач отрабатываю с помощью конструктора теста «Ввод текста». Это тоже плюс образовательной среде «КМ-Школа».

    При проведении урока в 10 классе по теме «Изучение наследственности организма» разработала в ИИП «КМ-Школа» следующие тесты, используя разновидности тестов данной среды.

    Проверка пройденного материала:

    Тестирование:

    1. Хромосомную теорию наследственности создал:
    1. А. Мендель
    2. Ч. Дарвин
    3. Т. Морган
    4. Р. Вихров
  • Особи, не дающие расщепление признаков во втором поколении, получили название:
    1. Рецессивные
    2. Гетерозиготные
    3. Доминантные
    4. Гомозиготные
    5. Закон Т. Моргана был открыт, так как
      1. В профазе мейоза происходит перекрёст хромосом
      2. Среди гибридов второго поколения появляется небольшое число особей с перекомбинацией родительских признаков
      3. Основным объектом генетических исследований стала муха дрозофила
      4. Гены, отвечающие за цвет тела и длину крыльев, находятся в одних хромосомах
      5. Закончите предложение:

        1. Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называется… (сцепленным наследованием).
      6. Все гены, входящие в одну хромосому, передаются по наследству совместно и составляют группу… (сцепления).
      7. Вставьте пропущенное слово:

        1. За единицу расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, принят 1%…(кроссинговера). Такая единица в честь Т. Моргана получила название…(морганиды).

        При закреплении полученных знаний использую другой тест.

        Тестирование:

        1. Сцеплено с полом наследуются признаки человека, гены которых находятся в:


        1. 4-й паре хромосом
        2. 16-й паре хромосом
        3. 21-й паре хромосом
        4. 23-й паре хромосом
      8. Если у отца есть признак, сцепленный с Y- хромосомой, то вероятность рождения девочки с этим признаком равна:
        1. 100%
        2. 75%
        3. 50%
        4. 0%
        5. Гемофилия фенотипически может проявиться у мальчика, если:
          1. мать носительница гена гемофилии, а отец здоров
          2. отец гемофилик, мать не несет гена гемофилии
          3. мать и отец здоровы
          4. отец здоров, но его родственники болели гемофилией
          5. Общее число, размер и форму хромосом любого вида живых организмов называют:
            1. генотипом
            2. Х- хромосомой
            3. Y- хромосомой
            4. кариотипом
            5. Вставьте пропущенное слово:

              1. Все одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов, кроме …, называют аутосомами (половых).
            6. Пол потомства определяется типом сперматозоида, оплодотворяющего яйцеклетку

              да нет

            7. Решение задач.

              1. От чёрной кошки родились один чёрный и несколько черных котят. Определите:
              1. фенотип и генотип отца;
              2. пол черепахового и чёрных котят.

              На уроке «Хромосомная теория наследственности» провожу следующее тестирование.

              Проверка пройденного материала:

              Тестирование:

              1. Какую часть информации, в среднем, получает ребёнок от своей бабушки?
              1. 100%
              2. 75%
              3. 50%
              4. 25%
            8. Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы:
              1. АВС и АВВ
              2. АВС и АВс
              3. ААВВСС и ААВВСс
              4. А, В, С, с
              5. В каком случае показано анализирующее скрещивание?
                1. аавв х аавв
                2. ААВв х ААВВ
                3. АаВв х аавв
                4. ааВВ х аавв
                5. У гибридов первого поколения, полученных от чистых линий, не проявляется аллель:
                  1. рецессивный
                  2. доминантный
                  3. определяющий неполное доминирование
                  4. сцепленный с признаком
                  5. Вставьте пропущенное слово

                    1. При дигибридном скрещивании у гибридов расщепление по каждой паре признаков идёт… от других признаков (независимо).

                    Чтобы ученик мог работать с тестами, его надо научить. На первых порах использую один вид теста, например, «Один из многих».

                    1. Экранная культура вчера, сегодня и завтра

                    Экранное творчество вводит в сферу нашего анализа помимо организации и экономики еще и технику, уровень развития которой определяет условия творчества и способы распространения произведений. Эта своеобразная глобализация обусловлена социальными аспектами информационного общества и перспективами культурного прогресса в целом.

                    Проблемы информатики у нас пока рассматриваются преимущественно в русле естественно-научного знания и технических (в лучшем случае — технико-экономических) проблем. Между тем решающие механизмы ускорения или торможения сложных и противоречивых процессов перехода к информационному обществу лежат в социокультурной сфере. Ставка на динамизм общественного развития, на постоянное обновление структур организации и управления производством и их информационного обеспечения делает особо насущной реальную подготовку общества к соответствующим преобразованиям. Ведь подобно тому, как наиболее перспективные изобретения и открытия нередко «захлебываются» у нас на стадии внедрения в силу низкой культуры производства, любая реорганизация, любая реформа, даже самая обоснованная и продуманная, обречена на неудачу, не будучи подкреплена культурой масс. Информатики это касается, пожалуй, в первую очередь. Именно в этой сфере техническая отсталость смыкается с неприятием новшеств со стороны самых различных слоев общества и преумножает энергию сопротивления. Как это ни парадоксально, научно-технические проблемы, на исследование которых направлена сегодня значительная часть интеллектуального потенциала в принципе неразрешимы без социально-культурной основы, а ее разработка практически не ведется.

                    При этом упускаются из виду принципиальные инновационные процессы в культуре, не учитывается взаимосвязь (нередко противоречивая) между разными формами аудиовизуальной коммуникации. В результате наука не дает необходимого обоснования для практики, особенно новейших сфер видео и персональных компьютеров, «культурно-коммуникационных комбайнов». Стихийные же процессы, что очевидно на примере видеокультуры, нередко приводят к негативным последствиям, отсутствует общая перспектива перехода к культуре нового типа, характеризующей информационное общество будущего. От этого страдает как динамика внутреннего культурного развития, так и мера участия отечественной культуры в глобальных общемировых процессах.

                    В тесном взаимодействии со сложными и противоречивыми социальными процессами экран сыграл решающую роль в демократизации культуры, в формировании ее новых форм, оказывающих значительное влияние на самые широкие слои населения. В результате, в особенности в промышленно развитых странах, изменилась социально-культурная ситуация в целом, трансформировались функции образования, науки, искусства, эстетического воспитания.

                    Развитие аудиовизуальной коммуникации и экранных искусств представляет собой проблему культурологическую по своей природе, поскольку включает факторы и технические, и технологические (развитие новых информационных технологий), и социальные, и собственно культурные, художественные, которые тесно переплетаются именно в сфере культуры в ее широком антропологическом понимании, вызывая порой непредсказуемые последствия.

                    Различные формы экранного творчества все более тесно взаимодействуют как между собой, так и с традиционными формами культурной деятельности. Литературные произведения, театральные спектакли экранизируются, получают распространение экранные путеводители по музеям и выставочным залам, создаются фильмы-концерты и видеоклипы, кинофильмы показываются по телевидению и распространяются в видеозаписях, телевизионные ленты выпускаются на киноэкраны, развитие телевизионного вещания (в перспективе и кабельного телевидения) оказывает существенное влияние на посещаемость кинотеатров, изменяется состав и пристрастия аудитории разных форм доведения произведений экрана до зрителей, сокращается круг чтения, падает посещаемость зрелищных мероприятий и т.д.

                    Изучение аудиовизуальной культуры в настоящее время ведется крайне неравномерно и разрозненно. Приоритет отдается тем явлениям, которые могут быть вписаны в традиционные системы взглядов: кино как искусство, ТВ как форма журналистики и т. п.

                    Оставляя пока в стороне детали, остановимся на анализе взаимодействия кино и ТВ. В настоящее время они представляют собой два принципиально различно действующих механизма.

                    Основа успешного функционирования кино как производственно-экономической отрасли — борьба за зрителя, ибо современные условия — не только «конкуренция» малого экрана, но и, скажем, демографическая ситуация, и дороговизна билетов, и многие другие факторы привели в 1990-е гг. к обвальному снижению посещаемости кинотеатров и, соответственно, ухудшению экономических показателей отрасли. Поэтому для кино фактор популярности играет чрезвычайно важную роль.

                    В противоположность этому телевидение функционирует не столько за счет налогоплательщиков, сколько за счет рекламы, а также абонементной платы. Даже если учесть, что для кинотеатров у нас снимается до 100 полнометражных игровых фильмов в год, не считая мультипликаций, документальных и научно-популярных картин, все равно объем ежедневных многочасовых и многопрограммных телепередач значительно больше.

                    Правда, тут встает другой существенный вопрос, не возникающий ни в связи с изобразительными искусствами, ни в связи с театром, — соотношение художественной и нехудожественной сфер в экранной продукции.

                    Именно в этом пункте возникает важный методологический вопрос, от решения которого во многом зависит правильное понимание подлинных масштабов и актуальности новых аудиовизуальных технологий. В общей гипотетической форме вопрос этот можно сформулировать следующим образом: что в современной культурной практике соответствует широкому спектру использования кинематографа на ранних этапах его развития? Чаще всего исследователи ограничиваются материалом игрового кино. При таком зауженном подходе из сферы анализа исключаются и те трансформации, которым подверглось кино за прошедшие десятилетия, и, что, пожалуй, еще важнее, развитие других средств аудиовизуальной коммуникации, и в первую очередь телевидения.

                    Основные этапы развития системы аудиовизуальной коммуникации говорят о неоднозначном взаимодействии технических, коммуникативных, семиотических и специфических художественных факторов. Есть здесь и собственно теоретические, даже терминологические проблемы.

                    Так, принятое в киноведении понятие «язык кино» часто считается эквивалентом словосочетания «выразительные средства киноискусства». Такое понимание базируется на искусствоведческой метафоре «язык искусства», откуда и представление о «языках» отдельных видов художественного творчества, коль скоро отличаются они друг от друга в первую очередь по «технике» или «языку». Характерно, что «техника» и «язык» нередко воспринимаются почти как синонимы, поскольку оба эти термина в данном случае используются не в прямом, а в переносном смысле.

                    Для традиционных искусств тут нет особой проблемы. Очевидно, что различные «техники» живописи или графики не имеют прямого отношения к технике как таковой и к научно-техническому прогрессу, а «язык» как система выразительных средств, скажем литературы, отнюдь не то же самое, что конкретный язык, на котором написано произведение.

                    Иное дело экран. По отношению к нему «техника» вновь обретает свой прямой и непосредственный смысл. А «язык»? Сведение «языка кино» к системе художественных средств здесь чревато существенными осложнениями. По реальной сфере своего применения экран скорее может быть сопоставлен (хотя и не отождествлен) с естественным языком, а не с художественной литературой — лишь одной из форм его использования. Ведь аудиовизуальный «язык», как мы видели, обслуживает всю совокупность коммуникативных функций экрана, далеко не ограничивающихся киноискусством.

                    Отсюда и, отличее «языка экрана» от «киноязыка». Экранное творчество сегодня — это не только кино, но и различные формы телевидения, видеокассеты и видеодиски, дисплей компьютера. И «язык» — знаковый, семиотический потенциал — у всех этих технически принципиально различных средств общий, несмотря на существование частных, особых возможностей и у кино (размер экрана), и у ТВ («прямой репортаж»), и у видео («электронные спецэффекты»), и тем более у ЭВМ. Эта общность в первую очередь и подлежит выявлению и анализу.

                    Что касается искусства, то оно сохраняет свою творческую функцию по отношению к «языку экрана» точно так же, как художественная литература по отношению к языку естественному. Речь здесь, конечно, идет не о тождественности процессов в принципиально различных формах коммуникации, из которых одна — экран — включает другую -естественный язык — в качестве важнейшей составной части, а о теоретической аналогии общих структурных связей между коммуникацией и искусством.

                    Важно подчеркнуть при этом, что развитие языка -как естественного, так и экранного — определяется всеми многозначными и многоплановыми процессами его использования обществом, в которых художественное творчество играет безусловно важную, но далеко не единственно ведущую роль.

                    В основе «языка экрана» лежит естественное общение как человека с человеком, так и человека с миром, точнее, аудиовизуальное восприятие мира человеком. Это в свое время было хорошо показано известным итальянским кинорежиссером Пазолини, который писал:

                    «Действия человека в реальности — это первейший и главнейший язык людей. Например, языковое наследие доисторического человека есть преобразование реальности, связанное с необходимыми действиями; именно в этих действиях выражал себя человек тех давних времен. Устно-письменные языки лишь дополняют этот первичный, главный язык: информацию о человеке мне сообщает прежде всего язык его лица, поведения, привычек, навыков, техника владения телом, его действия и лишь в конечном итоге устно-письменная речь. Именно так происходит и воспроизведение реальности в кино».

                    Даже если понимать термин «язык», как это в свое время предлагал В. В. Иванов, в широком смысле как любую знаковую систему, в экранной коммуникации мы имеем дело не с одним обособленным «языком», а с несколькими. В звукозрительный ряд входит изображение в движении и акустическая сфера, включающая устную речь, естественные и искусственные шумы и музыку. Разумеется, и изображение внутри себя неоднородно: природная и культурная среда, растительный и животный мир, соответствующие предметы и их сочетания, выразительность человеческого тела (ее основные элементы — мимика и жест, но она может быть расширена, развита и даже абсолютизирована, к примеру, в балете), письменное слово — все это разноплановые элементы, с различной структурой формирования значений. Поэтому нам кажется, что в плане чисто теоретическом правомернее говорить о «системе знаковых систем», т. е. системной организации и синтетическом единстве (не зависящем от того, насколько этот синтез умело осуществляется в конкретной коммуникативной деятельности) разнородных знаковых систем, каждая из которых подлежит и подвергается специальному исследованию, как семиотическому, так и искусствоведческому. Заметим также, что и искусство экрана, уже как вторичная моделирующая система, имеет естественную основу и аналог в различных типах зрелищ (в особенности театральных), а также в художественных прообразах отдельных компонентов фильма.

                    Однако эти первоисточники экранного общения дают только предпосылки для его реализации. Сама же реализация требует определенной технической оснащенности. Техника аудиовизуальной коммуникации на протяжении последнего столетия не раз претерпевала весьма существенные трансформации. Первоначально в конкурентной борьбе различных способов записи и воспроизведения изображения победил кинематограф. На этой основе развивалось в дальнейшем цветное, звуковое, широкоэкранное и другое кино, т. е. расширялись возможности экранного общения.

                    Различные оптические и фонографические приспособления и прочие технические новшества охватывают три сферы, имеющие отношение к знакообразованию: объекты съемки (их спектр ныне простирается от микромира до космического пространства), качество и полноту их воспроизведения (звук, цвет и т.д.) и формы их передачи, в том числе трансформаций, которым они могут подвергаться в ходе коммуникативной — и, в частности, художественной -деятельности.

                    Последняя сфера с семиотической точки зрения особо важна. Именно она составляет специфически техническую часть внутренней структуры «языка» экрана, хотя обособить ее можно чисто условно, поскольку, как указывает сама терминология (передача и трансформация), техника здесь функционирует в перцепторном единстве с предкамерными материалами. Поэтому эту ось экранного структурирования нам кажется целесообразным назвать «техническими фильтрами», относя к ним все то, что непосредственно связано с возможностями аппаратуры: свойства объектива, фокусировка, кинетический режим камеры, план, ракурс, монтаж (в узком смысле слова), способы перехода от кадра к кадру, характер записи и воспроизведения звука, проекции изображения и т. д. Если воспользоваться опять-таки условной лингвистической параллелью, функции техники в этом плане можно сопоставить, с одной стороны, с категорией модальности — отношения говорящего к высказыванию и высказывания к действительности, — в особенности, выраженной грамматическими средствами, а с другой — с интонацией, выходящей за пределы собственно языка, но способной существенно трансформировать смысл любой фразы. Примеров такого рода, разумеется, «скрытых» в структуре фильма, можно было бы привести множество. Они охватывают акустическую сферу в не меньшей степени, чем визуальную. «Наиболее значительный итог художественно-технической эволюции звука, смысл которого осознан еще недостаточно, — писал Р. Казарян, — выражается в том, что благодаря современному уровню развития технических средств звуковой выразительности звук стал таким же гибким в формировании структуры фильма элементом, как и изображение». Изучение семиотической и изобразительно-выразительной роли «технических фильтров» является важнейшей составной частью исследования «языка экрана» в целом.

                    Возвращаясь к роли техники в более широкой перспективе, необходимо еще раз подчеркнуть, что «язык экрана» формируется и развивается в ходе его использования, т. е. коммуникативной деятельности, обусловленной формами социального функционирования экрана, в конечном итоге определяющей, что же из расширяющихся технических возможностей войдет в культурную практику, а что останется за ее пределами. И действуют в этой области отнюдь не только общественно-психологические и культурные, но и экономические факторы. Условно определяя весьма приблизительные пропорции, можно сказать, что в нехудожественной экранной коммуникации используется одна тысячная доля технически обусловленных возможностей экрана, в традиционных художественных формах — публицистике, игровой повествовательности — одна сотая и еще одна сотая в обычной кукольной и рисованной мультипликации. Тогда около 9/10 возможностей техники остаются на долю экспериментальной мультипликации и разнородных авангардистских опытов, составляющих в реальности примерно одну тысячную долю общего числа звукозрительных сообщений. При этом какая-то часть уже имеющегося в наличии технического потенциала, применимого в сфере коммуникации, не используется вовсе. С другой стороны, сам ход технического прогресса определяется потребностями социального функционирования экрана.

                    С этой точки зрения интересно хотя бы пунктиром проследить эволюцию использования новой техники в кино. Синхронная звуковая дорожка возобладала везде, как только для этого появлялись технико-экономические возможности.

                    Беззвучные или ограничивающиеся только музыкой фильмы сегодня носят очевидно экспериментальный, единичный характер. Цветное кино (мы намеренно опускаем ленты, раскрашенные от руки, как и кинодекламации — это вопрос частный и особый) в течение нескольких десятилетий было исключением и свидетельствовало о престижности постановки. Только в 1960-1970-е гг. оно, как ранее звуковое, почти полностью завоевало экраны и превратило черно-белую гамму в свидетельство бедности и отсталости либо очевидной художественной стилизации.

                    Еще сложнее обстояло дело с размером изображения и структурой и рамкой кадра. Если поли- и варио-экран, круговая кинопанорама никогда не выходили за границы частных аттракционов, то простое увеличение размеров изображения одно время — в 1950-1960-е гг. — трактовалось чуть ли не как генеральный путь развития кинотехники. Однако скоро стало ясно, что это путь тупиковый. Первым почти исчез широкий экран, исчез, кстати говоря, вместе с падением популярности вестерна, для пейзажных панорам которого он был наиболее приспособлен. Но и — в этом, пожалуй, состоит главный парадокс — сам традиционный кинокадр используется не полностью — господствующими, очевидно преобладающими стали кашированные ленты, пропорции кадра которых (1/1,66) оказались с точки зрения экранной коммуникации на нынешнем этапе ее развития оптимальными. А в перспективе маячит модный формат 16/9, возрождающий подобие широкого экрана уже на телевидении и экранах компьютеров.

                    Аналогичные, хотя и иные по содержанию трансформации характеризуют и звуковой ряд. К примеру, если стереокино так и осталось уделом единичных кинозалов, то стереозвук (система Долби) ныне — явление повсеместное, опять-таки если позволяет технико-экономическое развитие. В конкуренции различных форм записи и воспроизведения звука, как и во всей прочей конкуренции в условиях рыночной экономики, побеждает оптимальное сочетание качества, эффективности и экономичности. Таким образом, формы и границы применения техники определяются потребностями общества в области коммуникации и искусства.

                    Но техника может и сама служить двигателем социального функционирования экрана. Мы отмечали, что сфера применения кино по совокупности социокультурных и технико-экономических причин была постепенно сужена до специфически художественной деятельности, — кино не только и не столько становилось искусством, сколько сводилось к нему. Зарождение и распространение телевидения поставило процесс обратно «с головы на ноги» — нехудожественная экранная коммуникация, как ей и положено, стала господствующей, а искусство заняло свое место частного и специфического вида ее.

                    При этом самое важное, что семиотическое строение звукозрительного ряда осталось неизменным, т. е. ТВ свидетельствовало не о появлении нового «языка», а об изменении направленности развития «языка» старого под воздействием новых форм его использования обществом.

                    Таким образом, техника оказывает воздействие на «язык экрана» как бы по двум различным каналам. С одной стороны, воздействие прямое, непосредственное, расширяющее общий диапазон изобразительно-выразительных средств, среди которых общество и каждый коммуникатор в отдельности отбирают наиболее полно соответствующие конкретным задачам общения или распространения информации. С другой — косвенное, опосредованное развитием новых форм социального функционирования экрана. Если в годы монополии кино на экранное творчество развитие «киноязыка» определялось в первую очередь необходимостью решения специфически художественных задач (откуда и распространенная концепция, гласящая, что кино обрело свой «язык», только став искусством, иначе говоря, что «язык кино» есть по своей природе «язык» художественный), то с приходом телевидения здесь возобладали общекоммуникативные процессы, что привело к стабилизации семиотических механизмов, известной заторможенности их общего развития (особенно по контрасту с поисками экспериментаторов). В более или менее отдаленном будущем футурологи уже видят перспективу непосредственного экранного двустороннего и многостороннего общения, что придаст аудиовизуальной сфере еще большее функциональное сходство с естественным языком и будет способствовать фиксации «языковой» нормы.

                    Если подытожить сказанное выше, сферу экранной коммуникации можно условно представить в форме треугольника, в углах которого располагаются соответственно техника, социальное функционирование и «язык» экрана.

                    Если «язык» относится исключительно к сфере культуры, то социальное функционирование складывается в результате взаимодействия культуры и экономики, а техника зависит от той же экономики и от хода научно-технического прогресса. Причем — что самое важное – взаимодействие между каждой парой элементов носит, как мы видели, двусторонний и диалектический характер.

                    Движение камеры, оптические приспособления, электронные спецэффекты, звук, цвет, размер экрана расширяют диапазон «языка экрана». Что касается реального освоения этого диапазона, его внутреннего структурирования, то оно осуществляется творческими усилиями кинематографистов, формируется в борьбе направлений и стилистических тенденций, в процессе которых вырабатываются и преодолеваются специфические нормы и каноны, устойчивые знаковые конфигурации, выразительные средства и приемы и т.д. Даже если развитие техники поэтапно (синхронный звук, механическая передача цвета), оно тем не менее вписывается в общий процесс количественного накопления и продолжает поиски, ранее носившие кустарный характер (искусство тапера, певца или оратора за кадром, ленты, раскрашенные от руки, и т.п.). Вместе с тем, расширяя возможности киноязыка в одном аспекте, технические нововведения зачастую сокращают их в другом — синхронная запись звука затормозила движение камеры, сократила ресурсы монтажа и т. п. Однако со временем эти ограничения, как правило, преодолеваются новыми техническими средствами (к примеру, постсинхронизацией).

                    Что касается форм социального функционирования экрана, то их развитие, наоборот, носит скачкообразный характер. Экран кинотеатра, различные формы телевизионного вещания, как и «видеореволюция», качественно изменяют формы создания и потребления аудиовизуальных сообщений, но оставляют неизменным и «язык» и изобразительно-выразительный потенциал экрана. Именно неправомерное смещение двух принципиально различных аспектов взаимодействия техники и экрана как коммуникативной системы приводит, на наш взгляд, к методологически несостоятельному стремлению объявлять каждое техническое нововведение, изменяющее форму социального функционирования произведений, «новым искусством» (кино, ТВ, видео). Ведь при этом эволюция «языка экрана» продолжает вписываться в общий процесс количественного расширения его коммуникативного и художественного потенциала, процесс, опять-таки обусловленный техникой, но в иных параметрах и в иной системе связей.

                    В теоретическом плане здесь особо важно то, что новые технические средства перевели в ранг второстепенных те различия между кино и ТВ, на которых покоилась научная традиция их кардинального разграничения как двух чуть ли не противоположных систем коммуникации. Звукозрительный комплекс в своей нарастающей дифференциации парадоксально вновь обрел целостность. А в перспективе уже маячит голография и формы двусторонней телевизионной связи, которые будут все более приближать потенциал аудиовизуального общения к универсальности естественного языка.

                    Именно эта универсальная по своим коммуникативным возможностям звукозрительная система и раскрывает перед нами подлинный масштаб культурологического понимания кинематографа, не сводящего кино к искусству и не затушевывающего художественную специфику экрана. По существу своему данный выше анализ можно отнести не только к собственно кинематографу — способу репродукции и воспроизведения звуко-зрительного облика реальности с помощью фотопленки, но и ко всей совокупности средств аудиовизуального общения в современном мире, которые в начале XX в. были представлены только кино. Не случайно под термином «фильм» сегодня понимается любая форма записи изображения в движении, вне зависимости от ее материального носителя. Такой широкий подход позволяет преодолеть искусствоцентризм, зачастую отмечающий своим клеймом любой анализ кинематографа, а также определить, с одной стороны, удельный вес и значение художественных явлений в широком коммуникативном диапазоне звукозрительного ряда, а с другой — место кино в системе аудиовизуальной коммуникации в целом.

                    Вопросы

                    В чем состоит единство экранной культуры?

                    Каковы основные параметры, отличающие телевидение от кинематографа?

                    Каково соотношение художественного и нехудожественного в экранной коммуникации?

                    Каковы «технические фильтры» в экранном воспроизведении действительности?

                    Как воздействует техника на «язык экрана»?

                    Литература

                    Аристарко Г. История теорий кино. М. 1966.

                    Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М. 1968.

                    Зоркая Н. М. Зрелищные формы художественной культуры. М. 1981.

                    Казарян Р. Эволюция форм киносинтеза // Искусство кино. М. 1982. №7.

                    Копылова Р. Д. Открытый экран: Телевизионное зрелище и диалог. СПб. 1992.

                    Липков А. На пороге видеокомпьютерной эры. М. 1988.

                  Добавить комментарий

                  Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *